Коммунисты Юрий Афонин и Виктор Ромашкин поговорили с главой Алтая Олегом Хорохординым о предстоящих выборах. Фото с сайта kprf.ru
Саратовская КПРФ наконец завершила выдвижение кандидатов в облдуму. Глава горкома Александр Анидалов и блогер Николай Бондаренко идут на выборы, но по-разному. Последнего поставили на позицию одномандатника; партия понимает, что до голосования тот не доберется. Об отказе от радикализма говорят и резолюции июльского пленума ЦК: КПРФ подчеркивает стратегическое значение донбасского консенсуса с властью. Однако патриотическую риторику левые усиливают для того, чтобы без жесткой схватки обеспечить себе успех.
Кандидат в губернаторы Саратовской области от КПРФ был выдвинут 3 июля, а с борцами за места в облдуме коммунисты смогли определиться только 16 июля. Причем раньше были опубликованы имена одномандатников, а списочников представить никак не могли.
Напомним, что в регионе пройдут спаренные выборы его главы и парламента. Ожидалось, что именно здесь и при таком раскладе КПРФ сможет организовать громкую кампанию. Но самые медийно раскрученные фигуры Бондаренко и Анидалова (см. «НГ» от 22.06.22) сперва были отодвинуты от губернаторских выборов, на них направилась депутат Госдумы от КПРФ Ольга Алимова. При этом Анидалов месяц назад занимал первое место в рейтинге цитируемости и упоминаемости региональных депутатов Компартии. Сейчас же хотя и остается в первой десятке, но стоит уже на четвертом месте. Таким образом, красные ресурсы как будто просто выключили этого радикального оппозиционера из медийной повестки. Но Анидалов хотя бы идет в облдуму по логичной схеме: он баллотируется и по округу, и по списку в соответствующей районной группе. Напомним, что в саратовском законе центральные части партсписков отменены. То есть глава горкома работает и на себя, и на партию.
Бондаренко же поставлен только в округ, в списочной подгруппе его нет не то чтобы на первой позиции, а вообще ни на какой. Возглавляет подгруппу сама Алимова, которая точно не обменяет федеральный мандат на областной. Это значит, что она вполне бы могла переуступить место однопартийцу. Но Бондаренко, конечно, оказался в роли лишенца потому, что КПРФ явно не верит в его перспективы даже просто участия в выборах в том регионе, который находится под полным контролем со стороны председателя Госдумы Вячеслава Володина. Его скептическое отношение к левым радикалам известно давно, а тут еще все дело осложняется слабым рейтингом нынешнего саратовского врио Романа Бусаргина.
Между тем и сама КПРФ демонстрирует неодобрение к тем радикальным действиям, которые могут подорвать внутриполитическую стабильность. Это видно из наконец-то опубликованных резолюций июльского пленума ЦК. В них первоочередной акцент сделан на внешнюю политику и донбасском консенсусе системных партий с властью. Одна из резолюций – «С героическим Донбассом, братским народом Украины – навсегда!», другая называется «Собирать силы, побеждая антисоветизм и русофобию!». Она вроде бы поближе к внутренним проблемам, в ней есть фразы вроде такой – «идейно заряженные компрадоры активны не только на Украине, представители «пятой колонны» в России также никуда не делись». Однако завершающий пассаж документа вполне соответствует политике консенсуса: «Мы протягиваем свою товарищескую руку всем, кто понимает, какой силы гроза собирается над нашей Родиной».
О Донбассе, спецоперации и действиях Компартии в этом контексте высказался в ходе поездки в Республику Алтай и первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин. Хотя ее предвыборный характер и был ярко выраженным, однако глава Алтая Олег Хорохордин, представляющий «Единую Россию», с Афониным встретился официально. В единый день голосования в столице региона Горно-Алтайске будут выборы гордумы, а в целом по республике должно быть замещено более 120 мандатов муниципальных депутатов. Причем Афонин пришел на встречу с Хорохординым вместе с первым секретарем рескома Виктором Ромашкиным, то есть очевидным соперником единороссов. На этом фоне странным выглядит недавний визит лидера КПРФ Геннадия Зюганова в Татарстан, где он повстречался с главой республики Рустамом Миннихановым только на формальном мероприятии, вручив тому партийную медаль «100 лет СССР». Похоже, что Афонина во власти уже сейчас воспринимают как реального политического менеджера нынешней КПРФ, тем более что он практически считается безальтернативным преемником Зюганова.
Поэтому не очень понятно, как левые в рамках донбасского консенсуса смогут вести реальную электоральную борьбу, поскольку по итогам только «договорных матчей» усилить свои позиции серьезно партия не сумеет. Это значит, что к следующему региональному раунду ее переговорная позиция станет еще слабее. Впрочем, вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов считает, что резолюции июльского пленума не очень связаны с текущей предвыборной кампанией: «Есть общефедеральная линия – поддержка спецоперации. А задачи на выборах определены более локальные, в каждом регионе – своя. Правда, в той же Саратовской области замах был на сто рублей, а удар получился на копейку. Наверное, просчитав все риски, коммунисты посчитали, что, поставь они Бондаренко в список, он целиком мог слететь с выборов. А если поставить его кандидатом в губернаторы, то сложности возникли бы у КПРФ и на выборах в облдуму. По этим же соображениям большинство и других реготделений ведет себя не очень активно». Что касается разницы между приемами в регионах Зюганова и Афонина, то Куртов призвал не искать здесь тайной подоплеки: афонинская встреча с главой Алтая носила рабочий характер именно за счет своей неофициальности, поскольку приехал не лидер партии.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что Саратовская область – это один из самых сложных для КПРФ регионов в плане выборов: «Несмотря на то что у левых там есть яркие медийные персонажи, электоральная ситуация – вполне управляемая. Поскольку это вотчина Володина, то КПРФ, наверное, не оставляла попыток договориться. Вот и затянула со списком в облдуму. Диспозиции же этого списка, наверное, как раз и являются результатом таких переговоров». Если более общими словами оценить резолюции пленума ЦК, то заметно, считает эксперт, что КПРФ снова настойчиво подчеркивает, что она прежде всего партия донбасского консенсуса. Рекламируется давний месседж левых о том, что, мол, нужды страны важнее собственно партийных. Но на деле КПРФ, конечно, эксплуатирует протестную ренту: «Донбасский консенсус и приоритет интересов государства, а не партии – красивая риторика. Потому что сверхидея, которую коммунисты презентуют обществу, – это возрождение СССР, которую по факту власти сегодня просто увели у левых. Но КПРФ все делают, чтобы сохраниться в системе, доказывая президенту свою полезность в надежде, что когда-нибудь он возлюбит КПРФ. А иначе, если бы страна для руководства КПРФ была важнее, чем партия, то она давно бы уже самораспустилась».