Григорий Явлинский проведет свою партию до самого конца пацифистского пути. Фото агентства «Москва»
«Яблоко» вынуждено думать над единым планом по защите своих кандидатов и активистов от преследований и репрессий. Поскольку все выборы партия Григория Явлинского объединила рамочной пацифистской кампанией, вырос риск массового применения против яблочников новых административных и уголовных законов. Так что пришлось пригрозить властям возможной самоликвидацией и громким политическим скандалом в случае невозможности защититься иным способом. В руководстве «Яблока» дают понять, что действенность этого сигнала наверх покажет ход выборов, но эксперты полагают, что в нынешние времена такие методы шантажа – или все-таки жесты отчаяния? – скорее всего Кремль все равно не тронут.
По информации «НГ», серьезно речь о закрытии партии пока не ведется, по крайней мере на уровне руководящих органов – в бюро или политкомитете – такой вопрос не обсуждался. Однако в контексте непрерывного преследования членов партии за пацифистскую позицию такого варианта в «Яблоке» вовсе не исключают.
Напомним, что ранее лидер «Яблока» Николай Рыбаков и член федерального политкомитета Сергей Митрохин назвали возможным исходом полную самоликвидацию. Как сообщило издание Daily Storm, последний заявил: «Если членство в партии станет угрозой для свободы и жизни, тогда мы закроем партию, чтобы не подвергать людей такому риску». В свою очередь, Рыбаков подчеркнул, что в партии ежедневно отслеживают, что происходит с ее активом: «Мы совершили все возможные действия, которые можем предложить, чтобы обезопасить партию и кандидатов». И он заметил, что «Яблоко» прикладывает все силы для продолжения работы и «никуда не уезжает».
Между тем первым о возможном завершении яблочниками политдеятельности заявил зампред Сергей Иваненко, которого, кстати, считают «серым кардиналом» при Явлинском. Именно через Иваненко часто происходит обнародование таких инициатив, которые потом и реализуются. Так, к примеру, еще в ноябре прошлого года Иваненко сказал «НГ», что «Яблоко» не будет ставить кандидатов на как можно большее число округов Москвы. Дескать, условная предельная цифра – это 400 человек (см. «НГ» от 08.11.21), а может быть, и того меньше. В итоге 7 июля было объявлено, что всего в муниципальных выборах в столице примут участие 224 партийных выдвиженца.
Но пока в партии заявляют, что не хотели бы предполагать или хотя бы моделировать ситуацию, при которой возможно полное закрытие. Так что четкого плана на этот счет вроде бы как нет. Скажем, Иваненко, с одной стороны, подтвердил самый радикальный сценарий: «Мы действительно такую возможность допускаем. Все зависит от поведения власти и масштаба репрессий, это один из вариантов действий». Более того, такая возможность прописана в партийном уставе, но, с другой стороны, Иваненко подчеркнул, что, конечно, такой вариант – это крайняя мера, которая пока обсуждается чисто теоретически. «Мы живем в стране, где фактически восстановлена ст. 58 УК за антисоветскую агитацию. Мы от власти не ждем ничего, но и своей ответственности за людей с себя не снимаем. У нас нет цели бросать их в топку политической деятельности. Если за принадлежность к партии будут сажать, то мы, конечно, закроем партию», – подчеркнул яблочник. И, по его словам, ход развития событий в стране предсказать после 24 февраля невозможно. Однако уже на данном этапе преследование партийцев за политическую позицию достигло масштабов 2014 года, когда «Яблоко» выступило против присоединения Крыма.
Митрохин подтвердил «НГ»: «Закроем партию только в том случае, если за членство в ней начнут преследовать. Как, к примеру, было с членами навальнистских и ходорковских организаций. Пока такого нет, но в будущем все возможно, учитывая позицию партии по Украине и т.д. Но все-таки пока тема закрытия партии не актуальна». Потому что сейчас массово преследуют пацифистов, но именно антияблочный крен еще не виден. И даже если кандидатов «Яблока» начнут массово снимать с выборов, то это вряд ли повод для его закрытия, тем более что есть еще много других направлений партийной деятельности.
Член политкомтета «Яблока» Эмилия Слабунова сказала «НГ», что пока нет рисков для членов партии именно из-за того, что они в ней состоят. Да и в России нет законодательной возможности преследовать за членство в зарегистрированных партиях, а также партии невозможно внести в списки иноагентов и нежелательных организаций. Но при этом она подчеркнула, что в будущем ничего нельзя исключать: «И если дойдет до запрета нашей партии, то это будет международное позорище.
Закрыть же партию сами мы будем вынуждены, если будут усиливаться репрессии, хотя пока мы не обсуждали границу абсолютной недопустимости, зайдя за которую уже не сможем работать. Ясно одно, что не будем сидеть сложа руки: если будет вынужденная самоликвидация, то это будет громкой акцией протеста против политической ситуации». Но все-таки сейчас преследования идут не за партпринадлежность. При этом, хотя временных рамок и четкого плана нет, можно сказать, что решение о закрытии партии может принять только съезд, собрать который при необходимости можно быстро, тем более что он как бы и не закрыт. Предстоящие же выборы, если там будет тотальное снятие яблочных кандидатов, причем не по техническим причинам, а по административным и уголовным статьям о дискредитации Вооруженных сил РФ, и покажут, по какому пути идут власти. «Пока мы должны отправить сигнал обществу и власти о недопустимости происходящего. Потому что даже во власти есть адекватные люди. Неумные порадуются нашему возможному закрытию, а умные поймут, что это очередная красная черта, за которую нельзя заходить», – заявила «НГ» Слабунова.
Гендиректор Центра политинформации Алексей Мухин считает, что «партией Явлинского вырабатывается предвыборная тактика – если у той же КПРФ обращение к «рассерженным патриотам», то у «Яблока» – к «рассерженным либералам». При этом эксперт отметил, что у руководства партии вполне могут быть скрытые мотивы действий. К примеру, закрытие партии будет логичным завершением реформы по ее консервации, тем более на фоне недостатка финансирования: «Сейчас пациент скорее мертв, чем жив. «Яблоко» сняли с государственного довольствия, есть трудности со спонсорами. Так что гораздо выгоднее с точки зрения имиджа обвинить власть, заявив о политической позиции, чем просто закрыть партию. Либо же «Яблоко» пытается поставить власти ультиматум, чтобы членов партии прекратили преследовать. Но здесь есть лукавство: ведь если члены партии нарушают законы, то их и преследуют, не нарушают – не преследуют. А яблочники пытаются добиться неприкасаемости путем шантажа с расчетом на внешнеполитический эффект». Мухин подчеркнул: «Действительно, «Яблоко» – это одна из старейших партий. Ее закрытие – это еще один кирпичик в символическом воссоздании Берлинской стены в отношениях Запада и России. Сейчас западные партнеры вовсю это делают, а конец «Яблока» для них будет лишним аргументом, что партия западного пути и «европейского единства» не прижилась в России, что, мол, западные ценности чужды России. В общем, «Яблоко» как бы сигнализирует Кремлю об очередной красной линии».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил «НГ»: «Закрыть партию всегда легко, а зарегистрировать новую – невозможно. Поэтому, естественно, никто ничего закрывать не будет». Он напомнил, что для власти исчезновение либеральных партий не является болезненным фактором, так, например, уход ПАРНАСа из политической деятельности не вызвал особого эффекта. «Поэтому заявления «Яблока», с одной стороны, прозвучали от отчаяния, в попытках хотя бы как-то защитить товарищей. Но эти заявления не канализированы для людей во власти, поэтому прозвучали в никуда, это как бить по трубе в надежде, что тебя кто-то услышат. Так что здесь, скорее всего, есть предвыборный расчет: унифицировать нынешнюю кампанию на пацифистской риторике», – отметил эксперт. По его мнению, как раз расчет на такую унификацию вполне оправдан, ведь если у всех кандидатов «Яблока» будет общая агитация, то власти не останется ничего другого, как либо оставить их в покое, либо преследовать всех. А вот это как раз вызовет куда более громкий резонанс, чем простое закрытие партии: «Преследование и снятие 200 кандидатов с выборов в одной Москве – это перебор даже для нашей власти. Поэтому яблочниками посылается такой сигнал, чтобы власть взвесила все риски». Конечно, власть шантажу не поддается, но для нее само «Яблоко» в принципе удобный враг, чтобы на его примере показать и демократичность системы, и маргинальность пацифистской позиции. «Поэтому, скорее всего, до закрытия этой партии дело доводить и не будут», – предположил Калачев.