Левым активистам полиция не предъявила претензий о создании помех для прохожих. Фото со страницы Сергея Удальцова в «ВКонтакте»
В Москве напротив здания усадьбы Долгоруковых-Бобринских 5 июля прошел настоящий митинг против Ельцин-центра, который КПРФ оформила в виде встречи с избирателями. Организатор акции депутат Госдумы Денис Парфенов при этом не подавал властям официальную заявку, ограничившись уведомлением накануне мероприятия. Однако правоохранители собравшимся никак не противодействовали. Эксперты пояснили, что весь секрет – в адресате протеста. Левым патриотам власти позволили выйти на центральную улицу именно для атаки на системных либералов.
Парфенов собрал избирателей на встречу с собой под названием «Нет Ельцин-центру!» прямо в рабочее время. На Малой Никитской улице собралось несколько десятков человек, организаторы, правда, сказали, что около 200. У людей в руках были антиельцинские плакаты, скандировались лозунги, но легкое замечание от полиции получил лишь гражданин в резиновой маске Ельцина. А еще и использование звукоусиливающей аппаратуры по закону в принципе позволяло трактовать мероприятие как митинг, который, стало быть, проводился без согласования.
На нем выступили сам Парфенов, а также депутат Мосгордумы Николай Зубрилин, недавно возглавивший московский обком КПРФ. Кроме того, не только вышел на улицу, но и выступил с жесткой речью координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, накануне внезапно амнистированный в части административного надзора над ним. Именно супруг депутата Госдумы от КПРФ Анастасии Удальцовой нашел противоречие между спецоперацией и планами Ельцин-центра открыть столичный филиал. По его мнению, этого не примут «здравомыслящие люди», а особенно «те, кто сражается на передовой». Так что, заявил Удальцов, следовало бы «открыть Ельцин-центр в аду».
Парфенов же подчеркнул, что нынешней власти пока никак не удается отмахнуться от ельцинской эпохи, хотя это вполне возможно. Причем это происходит не столько на идеологическом, сколько на социально-экономическом поле. Поэтому-то, по его словам, сохранение Ельцин-центра и открытие его филиалов происходит в интересах высшего класса. А Зубрилин напомнил, что в итоге от деятельности первого президента РФ вместе с компанией реформаторов пострадали десятки миллионов человек, так что «Ельцин-центр – это символ раздора и раскола в нашем обществе».
Заметим, кстати, что на сайте КПРФ акция анонсировалась таким образом – дескать, «Парфенов проведет встречу с избирателями возле предполагаемого оплота либеральной нечисти». В этом сообщении оказались и вполне актуальные обвинения, типа того, что, мол, «сегодня Ельцин-центр служит самым настоящим оплотом антипатриотизма, вокруг которого собираются прозападные либералы, не стесняющиеся поливать грязью наше прошлое, а Ельцин-центр в Екатеринбурге уже успел отметиться поддержкой украинских преступников».
Как известно, вот уже более двух лет кряду оппозиционные митинги в Москве практически не проводятся, за редким исключением. Левым прежде их разрешали под видом встреч с избирателями, но все закончилось после протестов против итогов думских выборов. Так что «НГ» поинтересовалась у коммунистов, подавалось ли официальное уведомление за 10 дней до акции, как это и положено по закону. Парфенов еще до начала митинга сказал «НГ», что подал уведомление в префектуру ЦАО, но прямо накануне мероприятия, то есть 4 июля. Он пояснил: «Встречи с избирателями не прописаны в законе о митингах. А по закону о статусе парламентариев я имею на это право. Однако, хотя уведомлять власть мы в принципе не обязаны, у нас есть практика, что мы присылаем сообщения в органы госвласти. Может быть, даже пришлют полицейских, чтобы обеспечить безопасность собравшихся и пресечь возможные провокации». Ответа на сообщение не поступило, для коммунистов, по его словам, это и не было принципиальным.
При этом сам Парфенов напомнил «НГ», что КПРФ традиционно проводит встречи с избирателями, но власти на это реагируют по-разному. Так что иногда приходил ответ, что мероприятие не должно состояться из-за ограничений: «Но у органов свое видение, а у нас свое, во время ковида мы предлагали людям маски и антисептик. А сейчас проблем быть не должно, ограничения официально отменили». Припомнил он и различную реакцию полиции на такие встречи депутатов с избирателями.
Между тем Парфенов подчеркнул, что протест против Ельцин-центра одной акцией не ограничится. «Естественно, мы продолжим и протестовать, но будут и иные формы борьбы кроме уличных мероприятий. Будут заявления руководства КПРФ после выхода Госдумы с летних каникул – какие-то законопроекты либо поправки в закон о бывших президентах. А сейчас готовим обращения в органы власти – от администрации президента до Минкульта. Попросим проверить деятельность самого центра в Екатеринбурге, а также закрыть его. И открыть на его месте любой другой социальный объект, например дворец культуры, творчества, спорта – да что угодно. Остается важным инструментом и информационное воздействие через прессу и блогосферу. Борьба продолжится», – пообещал «НГ» коммунист.
В связи с таким спокойным проведением несанкционированной по большому счету акции возникает вопрос: а точно ли протест против Ельцин-центра – это инициатива самой КПРФ, которой власть дает возможность пиара на безопасной для этой власти теме? Либо же здесь видны интересы какой-то из «башен Кремля»? Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что если оппозиционные акции где-то по стране и случаются, то они имеют маргинальный характер. И уж, конечно, таким не дают места в центре столицы, как и возможности провести их с помпой. «Против митинга КПРФ не предпринято никаких мер, хотя осенью на протестах по итогам выборов бывали задержания левых. По принципу «ищи, кому выгодно» получается, что раз красная активность в отношении Ельцин-центра почему-то совпала с критикой в его адрес со стороны провластных пропагандистов, то эта кампания точно не мешает власти. И даже, похоже, ровно наоборот: наверное, есть «башни Кремля», которые стремятся продемонстрировать его лидеру «глас народа» против либералов. Но на всякий случай, поскольку мнение с самого верха доподлинно неизвестно, делается вид, что кампания инициирована левой оппозицией», – заявил Калачев. И он по этому поводу напомнил, что руководство КПРФ давно подозревают в связи с частью силовиков – например, из аппарата Совбеза РФ: «Если несистемные либералы всегда для власти были «пятой колонной» и изначально «не свои», то вот либералы системные – это уже «национал-предатели», потому что были «свои», но предали ценности нынешней власти. Именно их позиция у силовиков вызывает наибольшее недовольство. Так что есть цель заставить Кремль посмотреть повнимательнее на как бы «своих».