В последние годы волонтерские движения стали для власти своего рода современным комсомолом. Фото агентства «Москва»
К концу года должна появиться методика оценки вклада в экономику НКО, благотворительности и волонтерства. Ее разработку заказало Минэкономразвития, которому, дескать, трудно принимать решения о господдержке «третьего сектора». Эксперты напомнили, что его доля в ВВП не более 1%, так что тут и считать особо нечего. Прежде власть смотрела на НКО и добровольцев как на часть внутренней политики – и тогда имитация наличия гражданского общества за хорошие бюджетные деньги считалась вполне приемлемым делом. Сейчас же намечается то ли отказ от данной концепции, то ли ее усугубление.
Минэкономразвития оценивает вклад в ВВП только в отношении коммерческого сектора. «Аналогичные показатели по некоммерческому сектору, включая добровольчество и благотворительность, не рассчитываются», – говорится в описании данной госзакупки, которая обойдется бюджету в 8,3 млн руб.
Пробел в знаниях якобы ограничивает возможности ведомства в оценке эффективности мер господдержки. Собираемые данные «неоднородны», нужна единая методика влияния «третьего сектора» на экономику. Эксперт по НКО и антикризисному управлению Ольга Мельникова сказала «НГ», что в основном, кроме статистики, есть лишь «пиар добрых дел и тематические форумы». А на самом же деле, по ее мнению, значение отечественных НКО более объемно: «Это и скрепы гражданского общества, и действенный инструмент для обеспечения адресного благополучия граждан, и самореализация личности, и – главное – ключ к поддержке инноваций в различных сферах». НКО и волонтеры оказывают широкий спектр социальных услуг, включая образование и патриотическое воспитание. А еще «третий сектор», уверена эксперт, играет роль в преодолении проблемы эйджизма, «становясь площадкой для реализации огромного потенциала невостребованных профессионалов 40+».
Другие эксперты «НГ» отметили, что в нынешних условиях именно государство распределяет средства среди НКО, а значит, для него эффективность «третьего сектора» не может составлять загадки. Что касается его доли в ВВП, то она не превышает 1%, что тоже вызывает сомнение в необходимости затрат на некую методику оценки НКО. «Наверно, 30 тыс. сокращенных чиновников из имеющихся в наличии 1,5 млн недостаточно, чтобы перестать создавать видимость бурной деятельности за госсчет», – сыронизировал лидер движения «Гражданская солидарность» Георгий Федоров. Он увязал желание Минэкономразвития оценить влияние волонтеров на народное хозяйство с изменениями социально-экономической и политической обстановки после 24 февраля – это спецоперация, санкции коллективного Запада и политизация части гражданского общества.
Кроме того, государство уделяет особое внимание любому иностранному влиянию: деятельность СМИ, НКО, волонтеров и благотворителей теперь находится под строгим контролем – и уже появился новый закон об иноагентах. Эксперт не исключил, что в таких условиях правительство решило начать аудит «третьего сектора»: насколько эффективна его деятельность, достигает ли она поставленных целей, какие есть риски? Так что, по-видимому, государство в ближайшее время останется единственным источником денег для НКО. «Иностранное финансирование станет недоступным в связи с законом об иноагентах и западными санкциями, а бизнес и рядовые граждане сосредоточатся на банальном выживании», – подчеркнул Федоров. Следовательно, власть станет уже напрямую управлять деятельностью НКО, то есть система стремится к выстраиванию абсолютной вертикали.
«Судя по практике, в деятельности НКО, АНО и прочих «волонтеров» благие цели зачастую скрывают банальный коммерческий интерес», – заявил «НГ» гражданский активист Алексей Егоркин. Различные конкурсы и гранты от властей – это поддержка низовых инициатив и как бы работа по формированию гражданского общества. Но де-факто все, «что оказывается в поле активности госструктур, превращается либо в кампанейщину, либо в профанацию с участием приближенных «распильных активистов», которые не работают по заявленным темам, а просто это имитируют». Чаще всего хорошие инициативы от этого умирают. Потому что в здоровом государстве должен культивироваться принцип реальной состязательности, «когда само государство создает такие условия, которые позволяли бы самостоятельно развиваться как гражданским низовым инициативам, так и различным структурам, бизнесу и социальным группам». Сейчас, по мнению Егоркина, этого, к сожалению, в России нет: «У нас даже простые вопросы превращаются в чиновничий круговорот согласований». Он считает, что, исходя из российской специфики, эффективность НКО в большинстве случаев нельзя рассматривать в отрыве от эффективности «курирующих» госструктур. «Если присмотреться, то у многих НКО достаточно весомый бюрократический аппарат, выполняющий явно функции госуправления», – пояснил «НГ» Егоркин. Так что теперь, дескать, и не требуется, чтобы чиновник имел хотя бы общее представление о курируемой сфере: «Все делают и сделают «ручные» НКО, да еще и деньги отмоют».
Как сказал «НГ» председатель Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Юрий Дашков, государство стало подменять свою важную работу в различных сферах добровольчеством, сбрасывая тем самым с себя определенные обязательства и ответственность. «Причем ответственность и за процесс, и за результат, и за подбор кадров, и за фактическое расходование выделенных средств. Если вдруг какие проблемы обнаружатся, то это структуры гражданского общества наворотили, а какой с них спрос?» – подчеркнул он. А еще хуже, по словам Дашкова, что власть подменяет настоящие структуры гражданского общества своими «карманными», которые, по сути, являются проводниками государственной политики и не имеют ничего общего с реальными общественными объединениями. Прежде всего это касается профсоюзов, которые в нынешних условиях рынка труда в сочетании с коррумпированностью работодателей важны как никогда, заявил «НГ» эксперт. Так что понятно: реальные профсоюзы, которые отстаивают права работников и элементарную справедливость, власти пытаются взять под контроль, как и многие другие неудобные им инициативы. На вопрос, нужны ли НКО госгранты, Дашков на собственном примере ответил, что нет: «Тем, которые именно НКО, а не филиалы госструктур, работающие за некомпетентных чиновников, взятых по блату или для синекуры либо для распила денег, не нужны. Например, наш профсоюз, созданный снизу, работает без грантов».