Покушение на главу херсонской Чернобаевки Юрия Турулева привело только к повреждению автомобиля. Кадр из видео телеканала «Россия 1»
Заявления нынешних властей Херсонской и Запорожской областей Украины о референдумах по присоединению к РФ, судя по всему, не более чем пропаганда. Похоже, что Москва пока не станет форсировать процесс из-за неготовности так называемых освобожденных территорий его реализовать. Ведь если есть задача обеспечить хотя бы по минимуму юридическую чистоту процедуры, то без образования ХеНР и ЗНР, очевидно, не обойтись. А для этого нужен реально пророссийский госаппарат, с чем, видимо, проблемы.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков 23 июня в очередной раз был вынужден скорректировать бесшабашные высказывания отдельных представителей пророссийских властей на восточно-украинских территориях.
Он заявил, что «пока речи не идет» об упразднении госграницы между Россией и Запорожской областью.
Как выразился Песков, «по всей видимости, это не совсем корректная постановка вопроса». Однако показательна именно демонстративная лаконичность спикера Кремля, который даже не предпринял попытки подсластить пилюлю – например, пуститься в рассуждения, что это может быть только в перспективе, дескать, уже после завершения спецоперации и т.д. Напомним, что СМИ попросили Пескова прокомментировать заявления члена Главного совета при Военно-гражданской администрации (ВГА) Запорожской области Владимира Рогова.
По уже сложившейся традиции, разгон высказываний этого пророссийского чиновника начало государственное РИА Новости. «Для нас граница с Россией – хуже, чем Берлинская стена для немцев. В Украине, в зависимости от региона, у 73–85% жителей есть родственники в России. Соответственно, этой границы не должно быть», – заявил Рогов. Очевидно, что он и не имел в виду немедленного снятия погранпостов.
Именно Песков в последнее время отрицательно высказывается по теме оперативной организации присоединительных референдумов по периферии России. После консультаций, которые провела в Москве делегация Южной Осетии, он и сказал о неком «юридическом казусе». Дескать, в формулировке вопроса применено выражение «объединение с Россией», а как она может с кем-то объединяться? Было понятно, что это придуманный аргумент, потому что вопрос предназначался гражданам этой республики. И такая игра Пескова в слова, видимо, означает, что в Кремле на эту тему нет решения, а точнее, там пока не знают мнения президента РФ.
Очевидно, что такового нет и по территориям Украины. Более того, администрация президента, похоже, этому рада, поскольку у нее не видно продвижения в работе по оргобеспечению возможных референдумов в Запорожье и на Херсонщине. Если там люди документы от новой власти берут, то помогать ей, а тем более участвовать в ее создании особо много желающих нет. В отличие от Донбасса 2014 года, где быстро возник пророссийский госаппарат, в Северной Таврии появляются лишь отдельные смельчаки, на которых тут же совершаются покушения. Например, на днях пытались взорвать главу мемной для украинского общества херсонской Чернобаевки Юрия Турулева. Особо он не пострадал, но его пример вряд ли поспособствует формированию лояльных России органов власти. Без них же никак не получается объявить о появлении ХеНР и ЗНР. А это, в свою очередь, означает, что даже минимально юридически чистого референдума не провести. В том числе потому, что законы РФ запрещают присоединять часть иностранного государства без разрешения его центральной власти. Если же будет что-то типа независимых республик, вроде Крыма, то соответствующая правовая модель уже опробована.