Фото сайта мывместе.рф
Закон о благотворительной деятельности и добровольчестве будет скорректирован в контексте специальной военной операции (СВО) РФ на территории Украины. Предполагается расширить перечень видов волонтерской деятельности, за которую можно будет получить бюджетные компенсации в случае ущерба здоровью и жизни. К СВО прямое отношение имеют две поправки: добровольцы могут действовать и за пределами России, но они должны значиться в официальном реестре. Таким образом, мобилизация на спецоперацию продолжает шириться, но при этом оставаться подспудной и контролируемой властью.
Группа депутатов Госдумы, которые в основном вышли из волонтерской среды, и первый зампред Совета Федерации Андрей Турчак настаивают, чтобы правительство обязательно согласилось на дополнительные бюджетные затраты на добровольцев, которых наделят новыми полномочиями и сферами ответственности. Заключения кабинета министров на законопроект однако не представлено, хотя по правилам без этого вообще нельзя вносить финансово затратные инициативы.
Однако секретарь генсовета ЕР, наверное, может позволить себе отступление от процедуры ради нужного, а главное – срочного дела. Тем более что, по расчетам депутатов, в год надо всего-то не более 20 млн руб., а польза от волонтеров за такой же период оценивается почти в миллиард. Но все эти доходы и расходы – цифры теоретические, особенно в контексте СВО. А к нему предлагается отнести, конечно, сферу медицины – в госпиталях нужна волонтерская работа. А еще в законе будет указана и такая деятельность, как «участие в ликвидации ЧС и их последствий, проведении аварийно-спасательных работ, а также оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам».
Отмечается, что в СВО уже задействовано около 50 тыс. волонтеров только из акции #МыВместе. Видимо, для них и вводится такая оговорка – действовать можно будет и на территориях иных государств по списку правительства, которое своим решением установит и размер компенсаций. Примерно речь идет о суммах от десятков или сотен тысяч рублей – и до миллионов, которые будут положены семьям погибших. При этом все это действует только в отношении добровольцев из официального реестра, его также предстоит составить кабинету министров. То есть по поводу бюджетных денег можно не беспокоиться различным общественным структурам или группам граждан, которые сейчас организуют сбор денег на покупку военнослужащим различного снаряжения и современной техники, прежде всего беспилотников и оптических приборов, а потом с риском для себя – из-за проблем с теми или иными госорганами – доставляют это в зону СВО. Более того, судя по всему, через проект Турчака эту самодеятельность могут попытаться и запретить.
Напомним, что на днях (см. «НГ» от 16.06.22) тот же Турчак подписался под инициативой о статусе ветеранов боевых действий для госслужащих и бюджетников, привлекаемых на СВО. Это было прямое указание на разворачивание скрытой мобилизации. А вот теперь дело дошло и до гражданских волонтеров. Таким образом, призыв на спецоперацию хотя и расширяется, но пока остается подспудным и под контролем властей. Но следующий этап мобилизации, похоже, уже не сможет не коснуться официальных резервистов или даже запасников. Хотя, конечно, такой шаг уже не может быть сделан без специального политического решения на самом верху.