Первый зампред ЦК Юрий Афонин отругал либералов во власти от имени и по поручению руководства КПРФ. Фото со страницы Юрия Афонина в «ВКонтакте»
По информации «НГ», к концу недели КПРФ определиться с кандидатами в губернаторы в трех регионах, где были шансы показать успех, – Саратовской области, Марий Эл и Удмуртии. Остальные претенденты хотя и названы, но не выдвинуты, конференции намечены только на 25 июня. Левые не спешат, но это лишь выглядит как уверенность, на деле партия по разным причинам отходит от реальной борьбы. Взамен ужесточается риторика в адрес власти, что показал и форум в Петербурге.
Хотя группу коммунистов на Петербургском международном экономическом форуме возглавлял лидер КПРФ Геннадий Зюганов, политическую оценку итогам дискуссий сделал первый зампред ЦК Юрий Афонин. По его словам, вывод неутешителен: финансово-экономический блок продолжает держаться за либерально-монетаристские догмы.
Афонин назвал удивительным, что они «не признали вообще никаких своих ошибок». Но еще печальнее ситуация, когда от высокопоставленных руководителей не прозвучало «никаких реальных рецептов, позволяющих добиться успешного экономического развития в нынешних условиях». В общем, Афонин в традиционном для левых духе раскритиковал «старые заезженные либерально-монетаристские мантры про абсолютно ведущую роль частного бизнеса и про контроль над инфляцией как главную задачу финансово-экономической политики».
И такие резкие выпады против экономической политики власти сильно контрастируют с вполне «травоядной» избирательной кампанией КПРФ, особенно в тех регионах, где предстоит голосование за губернаторов. Самый первый признак предстоящей борьбы за демонстрацию партийного флага – это тот факт, что хотя 11 из 14 кандидатов КПРФ уже названы, то есть они согласованы в ЦК, ни один из них пока не выдвинут официально. Конференции реготделений, по данным «НГ», повсеместно должны пройти 25 июня.
А еще три субъекта РФ и вовсе остаются даже без номинированных претендентов от КПРФ. Это республики Удмуртия и Марий Эл и Саратовская область. Заметим, что ранее в партии обещали определиться с тамошними кандидатами в течение прошедшей недели (см. «НГ» от 15.06.22). И глава юрслужбы КПРФ Георгий Камнев заверил «НГ», что во всех трех регионах кандидатуры находятся в процессе последнего обсуждения. Но если в Саратове и Ижевске резолюции уже практически приняты, руководству надо только дождаться оттуда подтверждений, то в Йошкар-Оле коммунисты действительно вполне могут заявить о том, что на выборы не идут. В Марий Эл, таким образом, очевидно, повторяется прошлая история, когда КПРФ сменяла политическую борьбу на переговоры с Кремлем о гарантиях своему крупнейшему спонсору и самому важному в республике олигарху, который вполне мог бы взять власть, если бы посмел и захотел, – хозяину совхоза «Звениговский» Ивану Казанкову. Его сын – депутат Госдумы от КПРФ Сергей Казанков, похоже, на пост главы региона тоже не стремится.
При этом Камнев подчеркнул, что все-таки пока в планах выдвижение во всех 14 регионах, и попытался убедить «НГ», что «основные решения о выборах и кандидатах принимает все-таки реготделение, а президиум ЦК только одобряет». И он подтвердил, что практически все региональные конференции по выдвижению кандидатов не планируются раньше субботы. Это, мол, связано с тем, что хотя выборы и объявлены, но оппозиции надо дождаться официальных публикаций об этом в прессе. Аргумент такой выглядит странно, действующие губернаторы и врио подали документы в избиркомы почти везде, вряд ли бы они стали совершать массовый фальстарт. Короче говоря, кампании обещают быть если и не совсем уже договорными, то, очевидно, сугубо формальными. Видимо, КПРФ пытается это как-то компенсировать жесткими заявлениями в адрес власти, с которой у партии, напомним, вообще заключен спецоперационный консенсус. Подсветить малоперспективные выборы яркой риторикой – вполне рабочая политтехнология, но эксперты пояснили, что не всегда это следует считать контрапунктом.
Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов сказал «НГ», что все эти три отделения – крепкие и самостоятельные, сейчас они «ведут внутреннюю работу по консолидации и выдвижению». Однако, по его мнению, в Саратове невыдвижение радикалов Александра Анидалова и Николая Бондаренко. «Коммунисты специально почти везде стараются выставить консервативных традиционных кандидатов, чтобы избыточной активностью и радикализмом не отпугнуть часть своих же избирателей и при этом не разрушить конструкцию выборов, построенную властью. В Саратове же они просчитывают, что для них важнее: консервативная кампания или наращивание результата в заксобрании за счет яркой губернаторской кампании», – пояснил Куртов. Между тем есть большие сомнения, что в том же Саратове КПРФ дадут возможность увеличить депутатское представительство. Однако эксперт уверен, что коммунисты все-таки не будут сливать предвыборные кампании, хотя ожидать громких успехов и не приходится. При этом говорить о подмене действий риторикой тоже нельзя: «Это не пересекающиеся вещи, одно дело выдвижение кандидатов, и совсем другое – общепартийная риторика. В каждом регионе своя специфика, но риторика может привлечь внимание избирателей вне зависимости от уровня выборов».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что все три региона непростые скорее для КПРФ, хотя и у Кремля там есть проблемы. «Однако вот Саратовская область – это вотчина спикера Госдумы Вячеслава Володина, с которым у КПРФ, как ни странно, вполне рабочие отношения в парламенте, что накладывает свой отпечаток на выдвижение левого кандидата. Володин поддерживает нынешнего врио, а потому стремится увести кампанию в договорное русло. Хотя по сравнению с Радаевым рейтинг у Романа Бусаргина повыше, кампания может стать трудно управляемой, если оппозиция будет идти до конца по неформальному сценарию, хотя общий исход, конечно, все равно предрешен», – подчеркнул эксперт. То есть коммунисты думают, не выставить ли такого кандидата, которого точно не пропустили бы через муниципальный фильтр, но он бы сделал себе и партии рекламу? Либо же надо выставить заведомо слабого, который фильтр пройдет, но на выборах много не наберет? «И то, и то имеет риски: если кандидат яркий, то это может ухудшить отношение с властью, если слабый, то придаст негатива выборам в заксобрание. Поэтому есть вероятность, что, несмотря на контролируемые выборы, в Саратовской области кандидата КПРФ и не будет. А в Удмуртии и Марий Эл более тяжелая ситуация у власти, ее кандидаты не популярны, рейтинг их невысок, ситуация в этих регионах депрессивная, а это ведь не электоральные султанаты, ЕР там традиционно недобирает. Кремль видит риск, что с любыми, даже не яркими и не радикальными кандидатами КПРФ может ждать успех. Но и самой партии в нынешних условиях это принесет только лишние проблемы. Плюс ситуация усложняется спецоперацией, сверху есть сигнал о необходимости общественного консенсуса. А это значит, что партиям от оппозиции необходимо обеспечить беспрепятственное избрание ставленников президента, чтобы продемонстрировать поддержку власти в этот непростой период. Так что цель КПРФ – это только хорошее второе место», – заявил Калачев. В то же время он подчеркнул, что поскольку кампании ожидаются сплошь спокойными, а действия КПРФ не будут носить характера жесткого противостояния, то логично, что партия стремится компенсировать это радикализацией свой риторики. «Это поможет скрыть отсутствие реальной борьбы за власть в регионах и сохранить статус главной оппозиционной партии. Это нужно, чтобы мобилизовать сторонников и подстегнуть протестных избирателей, потому что сливать выборы в заксобрания и муниципалитеты в ее планы явно не входит, наоборот, есть цель получить как можно больше мест. Такая риторика по ходу кампании будет только ужесточаться», – считает Калачев.