0
3868
Газета Политика Печатная версия

15.06.2022 21:28:00

Единый день голосования стартует с замедлением

Парламентские партии проводят середину июня в консультациях с властью о приемлемости своих кандидатов

Тэги: регионы, избирательные кампании, выборы, единый день, едг, партии

On-Line версия

регионы, избирательные кампании, выборы, единый день, едг, партии Губернатор Калининградской области Антон Алиханов пришел в избирком не спеша, но все равно первым. Фото с сайта www.izbirkom39.ru

Сроки для объявления избирательных кампаний регионального уровня повсеместно истекли, но сами эти кампании раскручиваются в замедленном темпе. Это прежде всего касается избрания глав субъектов РФ. Кое-где, например в Калининградской области, выдвинулся только один губернатор, в другом месте к действующему руководителю подтянулась пара-тройка соперников, а вот в Ярославской области есть и такая экзотика, как претендент от «Яблока». И только в Карелии у нынешнего начальства уже имеются девять конкурентов, правда, из малых партий. Парламентские политструктуры тормозят – видимо, ведут консультации в Кремле и на местах о приемлемости своих выдвиженцев. Впрочем, эксперты уверяют, что в этом году будут только технические кандидаты как из спойлеров, так и из думских тяжеловесов.

Калининградский губернатор Антон Алиханов, который идет на второй срок, 15 июня пришел в избирком с документами на выдвижение самым первым из возможных соперников. Правда, пока не очень ясно, от кого они будут и сколько их окажется в итоге. Единый день голосования (ЕДГ) 2022 года пока вообще демонстрирует со стороны властей разнообразные политтехнологические подходы.

Скажем, в том же Калининграде подбор конкурентов Алиханову явно будет рафинированным. По крайней мере не будет того буйства красок, которое демонстрирует Карелия. Напомним, что действующий глава республики Артур Парфенчиков уже нашел себе девять статистически незаметных претендентов от малых партий. Не факт, что все они будут проведены за руку через сито муниципального фильтра, но парочка-другая, наверное, в окончательных списках окажется. Карельская практика выглядит попыткой физически ограничить доступ к сбору подписей муниципалов представителям парламентских структур, из которых пока не проявилась ни одна. Возможно, это означает и такую ситуацию, что Парфенчиков ни с кем договориться не смог либо не захотел, а потому и включил запретительную технологию.

Стоит отметить, что думские партии, кроме, наверное, «Новых людей», вообще как-то медленно раскручиваются, хотя после выдвижения своих кандидатов они бы получили право на отдельные агитмероприятия. Похоже, что старожилы выборов ставили серьезно на их отмену, а теперь пытаются выиграть их в предварительном порядке, то есть на консультациях с администрацией президента и губернаторскими командами. Речь идет о выдвижении обоюдно приемлемых кандидатов: партиям не нужны заведомые статисты, а действующим главам и федеральному Центру не нужны чересчур активные оппозиционеры. Компромисс, очевидно, находится не сразу и не везде.

Вот в Ярославской области самовыдвиженец врио губернатора Михаил Евраев, возможно, добился от Кремля большого политического послабления для себя. Сам он выходец из «Яблока», а это сейчас не самая лестная характеристика. Конечно, «Единая Россия» не будет использовать прошлое Евраева против назначенца президента, но есть в данной области такая партия, как «Справедливая Россия – За правду», с которой врио договориться, похоже, не сумел. Вот яблочный претендент Сергей Балабаев и станет той фигурой, в адрес которой можно будет выдвигать все претензии за нынешнюю политику этой партии.

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Президиум ЦК согласовал 11 из 14 кандидатов. Поэтому наши кандидаты еще не успели выдвинуться, идут внутрипартийные процедуры. А по Удмуртии, Саратову и Марий Эл еще идут согласования с регионами. Наверное, кандидаты определятся до конца недели». При этом он предположил, почему остальные парламентские партии не спешат с выдвижением кандидатов: «Вероятно, распоряжения администрации президента им еще не поступило». Обухов также заметил, что вариант карельского сценария с множеством спойлерских кандидатов – старая технология, а на этих выборах «она будет использоваться сколько угодно там, где власть в себе не уверена».

Член политкомитета «Яблока», депутат Заксобрания Карелии Эмилия Слабунова сообщила «НГ», что партия пока решает, выдвигать ли на выборы кандидатов или нет. В Карелии она сама на то явный претендент, но дело в том, что у «Яблока» всего лишь два муниципальных депутата в Петросовете. Это связано с прошлыми бойкотами муниципальных выборов после разгрома реготделения и преследований его экс-лидера Василия Попова, а также с отставкой с поста мэра Петрозаводска Галины Ширшиной. До этого же у «Яблока» было около 70 муниципальных депутатов. По поводу выдвижения большого количества кандидатов Слабунова пояснила так: «На самом деле провластные политтехнологи обсуждали эту технологию с множеством кандидатов уже несколько лет назад, чтобы поднять явку, и сейчас, видимо, решили ее реализовать. А в качестве спарринг-партнера главе республики скорее всего будет выбран эсэр. Во всяком случае, есть сведения, что Парфенчиков вел переговоры с администрацией президента, чтобы от этой партии обязательно выдвинули кандидата и чтобы второе место получил как раз эсэр, а не коммунист. Потому что отделение КПРФ в республике вполне самостоятельное, по крайней мере не соглашательское, а эсэры вроде бы в выборах и участвовать не хотели. Но в регионе они вполне себе ведут переговоры с властями. ЛДПР в Карелии все время в договорняке». По поводу кандидатов яблочница пояснила, что пока никто из лидеров общественного мнения и просто известных активистов на выборах не проявился, все это скорее технические кандидаты, «явно согласованные в штабе Парфенчикова для выборного спектакля». «Наша партия, конечно, может попробовать выдвинуть меня или кандидатов в губернаторы в других регионах, но надежд на преодоление муниципального фильтра мало, в прошлые годы мы его не преодолевали, а сейчас во время спецоперации и подавно вероятность невысока», – подчеркнула Слабунова.

Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ», что медлительность парламентских партий не связана с конспирологическими теориями, их мотивы вполне понятны: они сокращают для себя электоральную дистанцию. «Парламентские партии прекрасно понимают, что во время кампании будет много неудобных вопросов, они во многом своей работой заслужили «неуд», им часто нечего сказать избирателям, поэтому хотят сократить время кампании таким образом, чтобы она пролетела со свистом в ушах. Также, наверное, есть стремление сэкономить партийные и личные средства на агитацию. А вот малым партиям, наоборот, выгодна длинная дистанция, чтобы успеть разрекламировать кандидатов, как-то закрепиться в общественном сознании, потому они и спешат. Кандидатов от власти тоже можно понять, они хотят снять интриги со стороны оппонентов, чтобы залпы компроматов, которые явно будут звучать после выдвижения, прозвучали как можно позже и в неудобное для оппонентов время», – подчеркнул он. По мнению Мухина, в этом году больше всего кампаний пройдет по классическому сценарию с парламентскими партиями. «Если есть возможность оживить кампанию клоунами, наверное, это будут делать, но в разумных пределах. Хотя, видимо, СРЗП, КПРФ и ЛДПР пойдут на выборы везде», – предположил эксперт.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что сейчас идет расторговка между властями регионов и партиями не только по поводу губернаторских выборов, обсуждаются также заксобрания и муниципалитеты. «Понятно, что никто из оппозиционеров не борется за власть, но партии пытаются выиграть на этих выборах хотя бы что-то в обмен на такую нужную конкуренцию для кандидата от власти. Партиям главное – оставаться на плаву, иметь депутатов, а еще важнее – поддерживать отношения с властью. Но имеет значение и количество мест, которые они могут получить в парламентах, наличие в будущем расчищенных проходных округов для кандидатов, и то, как распределятся мандаты по партспискам. В целом же выборы для власти – это управляемый процесс, а для партий электоральная политика – это бизнес-проект, с которого они хотят получить все, что только смогут», – подчеркнул он.

По поводу технологии выборов в Карелии Калачев, в свою очередь, напомнил, что она уже использовалась много раз раньше. Например, при избрании губернатора Забайкалья. По его оценке, регионов, где она может быть применена сейчас, будет около трети. Теоретически это Удмуртия и Бурятия, а также, возможно, Ярославская область. «В принципе эту технологию берут там, где кандидат от власти с антирейтингом или имеет более слабые позиции по сравнению с потенциальными соперниками. Хорошим маркером могут служить «Новые люди», которые заявили об участии в губернаторских кампаниях. Там, где они выдвигают своих, там и может быть использована карельская технология. Хотя, конечно, и с парламентскими партиями переговоры идут абсолютно везде, но их позиции слабые – если кто-то попытается продвинуть несогласованного кандидата, всегда есть муниципальный фильтр», – подчеркнул эксперт. При этом Калачев считает, что «Яблоку» нигде в этом году не позволят выдвинуть кандидата в губернаторы, в том числе и в Ярославской области, а тем более, в Карелии.

Первый вице-президент Центра политических технологи Алексей Макаркин заметил «НГ», что нынешнее затишье вполне логично, «до сих пор идет согласовательный процесс, а в этом году партии еще больше склонны идти на переговоры из-за спецоперации». Он напомнил, что также всю весну обсуждалась возможная отмена выборов, за что открыто выступил лидер эсеров Сергей Миронов, так что партии, видимо, и не готовились заранее. Поэтому активные переговоры стартовали, когда уже была получена санкция сверху на прямые выборы глав регионов, тогда же началась и подготовка списков кандидатов. А раз так, то партиям теперь нужно просчитать, чтобы и свои реготделения одобрили кандидатов, и власти в регионах с ними согласились. «Наверное, партии также размышляют, что если выдвинут неприемлемых кандидатов, то во многих случаях те не смогут пройти муниципальный фильтр. А раз так, то просчитывается: что выгоднее – выдвинуть согласованных, но незаметных или все-таки несогласованных, но ярких, которые тогда будут остановлены на фильтре. И в большинстве случаев оппозиционные партии явно не готовы к тому, чтобы биться лбом о стену», – пояснил Макаркин.

Он также напомнил, что ЛДПР в большинстве регионов давно и успешно сотрудничает с властью и в этом году партия сделает ставку на заксобрания, как и коммунисты. А у эсэров в принципе плохие электоральные перспективы, поэтому и не будет удивительным, если не везде будут их кандидаты в губернаторы. Между тем, саму власть беспокоит негативистская установка, которая иногда проявляется на выборах в обществе: «голосуй за любого, кроме кандидата от власти». И хотя сейчас такие настроения пока не очень заметны, и, наверное, до середины сентября вряд ли что-то тут изменится, но партия власти помнит 2018 год, когда после пенсионной реформы пошли несогласованные победы оппозиции, опасения на этот счет есть. Макаркин при этом предположил, что технология с большим количеством выдвиженцев от малых партий будет востребована, но не везде: «Где-то будет джентельменский набор из парламентских партий, а там, где этого не будет, станут востребованными кандидаты от малых партий рядом с действующим главой региона. А где-то будут комбинированные варианты. Но десятков кандидатов-статистов все же не будет, это экзотика и мало где востребовано, максимум по два-три или четыре «малыша». В целом же власти все равно, что это за технические кандидаты и от каких они партий, лишь бы на выборах были спарринг-партнеры. Но не все равно самим партиям, для них это раскрутка и финансирование. Также расклад – кандидат от власти и малые партии является самым льготным и выгодным именно для самого губернатора. Избиратели хотят на выборах голосовать так, чтобы был выбор, но вот качество этого выбора их мало волнует. На уличные митинги они за своего кандидата, конечно, не готовы выходить», – подчеркнул Макаркин.


Читайте также


В Румынии добился успеха "местный Виктор Орбан"

В Румынии добился успеха "местный Виктор Орбан"

Данила Моисеев

Независимый кандидат с репутацией пророссийского политика вышел во второй тур президентских выборов

0
1039
"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

Ирина Акимушкина

Новый президент Уругвая заинтересован в более тесных связях с Россией

0
907
В Якутске митинг за выборы мэра не собрал народ

В Якутске митинг за выборы мэра не собрал народ

Дарья Гармоненко

Власти разрешили оппозиции напоследок показать слабость протестов

0
1856
Мэр Варшавы попробует стать президентом Польши со второй попытки

Мэр Варшавы попробует стать президентом Польши со второй попытки

Данила Моисеев

Геннадий Петров

Определились кандидаты на пост главы государства от двух главных политических сил

0
1819

Другие новости