Через соцопросы пытаются выяснить, не изменилось ли восприятие национального лидера после трех месяцев спецоперации. Фото РИА Новости
От имени ВЦИОМа на телефоны жителей ряда регионов поступали звонки с предложениями поучаствовать в глубоком опросе о президенте РФ Владимире Путине – об оценке его политики, имиджа и об отношении к перспективам его пребывания у власти. В самом ВЦИОМе «НГ» не смогли подтвердить данной информации, но и не стали с ходу ее опровергать. Очевидно, что это социологический тест в преддверии будущих выборов, или так называемой проблемы-2024. Вопрос в том, почему он проводится настолько заранее. Одни эксперты согласны, что речь идет о зондаже общественного мнения, но они не видят в том никаких признаков чрезвычайщины. Другие же не исключают и информационной спецоперации со стороны недружественных России стран.
Как сообщила «НГ» одна из респондентов ВЦИОМа, оказавшаяся активисткой КПРФ, ей 6 июня позвонила на мобильный телефон женщина, которая представилась сотрудницей этой социологической службы и предложила ответить на большой список вопросов как о спецоперации, так и о президенте. Первоначально информацию об этом факте опубликовал в своем Telegram-канале пресс-секретарь фракции КПРФ в Мосгордуме Никита Попов.
По словам опрошенной, с которой затем поговорила и «НГ», почти на каждый вопрос из списка давалось несколько возможных вариантов ответа. Например, такие: «Как вы считаете, Путин энергичный или уже пожилой?», «Почему Путин начал спецоперацию?» Примечательно, что, помимо официозных альтернатив, были и простонародные – вроде того что, мол, утратил связь с реальностью. Также было много пунктов по поводу именно личности Путина. Например: безвольный ли у нас президент по характеру или, наоборот, решительный? Важно ли ему мнение других людей или он только сам все решения принимает?
Поинтересовались также мнением респондентки о том, выполняет ли президент обещания и верит ли она ему. По поводу взаимоотношений главы государства с избирателями были такие вопросы: «Понимает ли президент проблемы людей?» и «Сможет ли он наладить жизнь в стране?» Прямым же заходом на новую избирательную кампанию выглядели такие темы: «Если Путин уйдет, то станет лучше, хуже или останется так же?», «Есть ли ему замена?» Причем среди вариантов ответа, кроме «да» и «нет», были и такие: «не появится» и «появится».
Также респондента спрашивали, что, дескать, если замена есть, то кто это – и предлагали назвать своих кандидатов без подсказок. Был и такой вопрос: «А почему Путин победил в 2018 году?», к нему предлагались только два типа реакции – «Сделал много хорошего для страны» и «Не было достойных кандидатов». А еще опрашивающим было интересно, контролирует ли президент органы власти и регионы.
Активистка КПРФ, которая ответила на звонок социологов, сказала «НГ», что ее телефон действительно находится в базе ВЦИОМа – например, в марте ее уже спрашивали об отношении к спецоперации, после чего результаты исследования были опубликованы на сайте ВЦИОМа. Поэтому-то она уверена, что и здесь звонили именно от него: «Звонила женщина примерно того же возраста, что и в марте, вопросы задавала серьезные, мы разговаривали около 19 минут по всему спектру внутренней политики, и прежде всего по отношению к главе государства. Помимо прочего, около пяти вопросов совпадают с теми, что мне задавали в марте, например о той же спецоперации – справится ли правительство с санкциями и ощущаю ли я последствия на себе, поддерживаю украинскую или российскую армию, что чаще вижу в интернете и на ТВ – сюжеты за спецоперацию или против».
ВЦИОМ организует для властей разные опросы, и большинство из них не публикуются. Фото PhotoXPress.ru |
Во ВЦИОМе звонок корреспондента «НГ» переключили на сотрудницу пресс-службы, которой были пересланы все материалы, имеющиеся в распоряжение «НГ», в том числе и номер телефона, с которого поступил звонок респондентке опроса. Сотрудница ВЦИОМа не подтвердила, но и не опровергла факта данного опроса, пообещав разобраться и позднее сообщить «НГ» окончательные подробности. Потом она пояснила, что вопрос взят в разработку соответствующим отделом, ответ придет по электронной почте. Вечером, уже после подписания номера в печать, пришел ответ. «НГ» приводит его дословно: «ВЦИОМ регулярно проводит опросы о доверии политикам, одобрении деятельности президента, правительства, премьер-министра. Результаты опросов еженедельно публикуются на сайте ВЦИОМ в разделе Политика». Между тем, ответ выглядит абсолютно формальным, поскольку «НГ» интересовалась не стандартным еженедельным опросом, а конкретным, при этом явно необычным, для чего предоставила в пресс-службу конкретные данные по опросу.
«НГ» поинтересовалась у экспертов, насколько реальным может быть факт опроса и почему он состоялся за два года до выборов президента. Член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова предположила, что это могут быть и пранкеры, и украинские спецслужбы, впрочем, и вариант реального опроса не исключен. «В любом случае тема выбрана горячая, по личности президента в свете спецоперации и внешнеполитической обстановки, в свете экономического падения и усугубления бедности граждан, потому что даже по официальным соцопросам каждый третий почувствовал ухудшение экономического положения на себе. Если предположить, что опрос реален и это закрытый замер, то логично, что хотят выяснить, насколько все происходящее влияет на рейтинг главы государства. Но можно, конечно, предположить, что это не ВЦИОМ, потому что постановка вопроса нестандартная». При этом яблочница напомнила, что вопрос о выборах 2024 года остается открытым и что еще явно нет решения, пойдет ли на них сам президент или его преемник. «Но кто бы ни пришел на пост президента через два года, уже сейчас ясно, что эта система и группировка не выпустит власть из своих клещей», – подчеркнула Слабунова.
Глава аналитического управления КПРФ Сергей Обухов заявил «НГ», что скорее всего исследование настоящее. «В любом исследовании приводятся разные градации отношения к политикам, многое зависит и от тактики. Мы также задаем в том числе негативные вопросы, чтобы выявить общественное мнение и спектр отношений. Другое дело, что, наверное, конкретика предполагается для внутренней кухни, а в официальном исследовании позитивные показатели могут обобщить. А по частностям исследования свои изучения проведут психологи, социологи и политтехнологи. Эта явно начало подготовки к 2024 году. Им нужно выяснить, насколько образ президента схож с тем, что был у него до спецоперации», – пояснил коммунист. Он уверен, что сейчас явно идет проработка сценария кампании-2024, том числе и по кандидатам.
Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов сказал «НГ», что опрос явно не похож на те, что делает ВЦИОМ. «Так, по личностным качествам политиков обычно не опрашивают, такие исследования традиционно проводятся на фокус-группах. Телефонные интервью для таких целей – это не тот инструментарий. Такие вбросы могут идти, условно говоря, и с украинской стороны. Либо же кто-то организовал опрос для себя, но под маской ВЦИОМа, либо пранкеры звонят с целью вбросить утку. А не опровергают в агентстве потому, что, наверное, там разные люди делают разную работу, вот и идет небыстрая проверка», – пояснил эксперт. Сам он уверен, что в 2024 году Путин скорее всего не пойдет на выборы, слишком сильно меняется политическая ситуация. Например, по словам Куртова, «может быть, Путину не понадобится президентский пост как инструмент достижения поставленных целей».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Это явно закрытый опрос, не для публикации, а для внутреннего пользования, по характеру это углубленное исследование об имидже президента. Очень похоже, что опрос настоящий, потому что если это подделка, то слишком уж профессионально составленная. Скорее всего, заказчики опроса сидят в администрации президента, решают задачу по выяснению реального рейтинга доверия и выявлению проблем с имиджем главы государства». По его словам, надо реально понимать, какие там есть сильные и слабые стороны, что изменилось в массовом сознании, потому что всегда есть разница – как позиционирует себя политик и как это воспринимается. Тестируют, конечно, и предположение, насколько было бы успешно участие в президентских выборах, какое возможно усиление положительных качеств и минимизация слабых характеристик, которые приводят к потере рейтинга. «Потому что именно рейтинг президента критически важен для всей системы, он как зонтик для всех органов власти, легитимизирует поддержку народа. Сейчас, может быть, думают и о ребрендинге, не выглядит ли образ Путина архаичным и устаревшим, насколько этот образ адекватен? А с виду уничижительные вопросы связаны с тем, что тестируют и продуктивность работы контрпропаганды со стороны враждебных сил», – подчеркнул эксперта. По мнению Калачева, определенности с выборами 2024 года, вопреки расхожему мнению, что пойдет точно Путин, все-таки нет. «Если власть хочет перезагрузки отношений с Западом, то может пойти преемник, потому что с Путиным это невозможно. А если это будет преемник, то нужно подобрать смену. В общем, точно проводят большие исследования в преддверии президентских выборов», – сказал он «НГ».