У партии коммунистов большой исторический опыт массовых чисток своих рядов от идеологически чуждых элементов. Фото агентства "Москва"
Спецоперации исполняется 100 дней – и как раз 3 июня страна вступила в избирательную кампанию. Связка двух событий была поводом для требований отменить осенние выборы, на что Кремль не пошел, чтобы не противоречить победительной линии госпропаганды. Но изменения в политике с элементами чрезвычайщины, судя по всему, неизбежны, поскольку представление России в виде осажденной Западом крепости является не менее важным пропагандистским направлением. По традиции это выливается в зачистку внутренних врагов, среди которых в любой момент оказывается кто угодно. Признаки обострения уже видны и в госаппарате, и в «Единой России». Однако первыми к работе приступили оппозиционные партии, видимо, под давлением властей. Например, в КПРФ заставят актив разорвать связи с экстремистами-навальнистами и поддержать СВО. Ранее идеологическое единообразие навело у себя и «Яблоко». Эксперты пока ожидают не массовых, а точечных чисток.
Первый зампред ЦК Юрий Афонин пояснил «НГ», что сама КПРФ как структура никакой связи с навальнистами не имела, речь идет не более чем об отдельных ее представителях или беспартийных, выдвинувшихся при поддержке коммунистов на выборы. Именно в преддверии избирательной кампании есть цель отфильтровать тех, кто не придерживается генеральной линии на поддержку спецоперации. Напомним, что на всероссийском совещании партактива 31 мая именно он произнес слова о необходимости «разорвать свою пуповину с навальнятиной» отдельным коммунистам и депутатам от КПРФ. В противном случае им не место в партии, заявил Афонин, все выступление которого было проникнуто темой обязательного сплочения рядов в нынешней внешне- и внутриполитической ситуации.
«НГ» он сказал, что ни о каких чистках в КПРФ речи не идет: «Мы разбираемся с теми, кто выступил против решения партии о поддержке спецоперации». Меры воздействия уже принимаются, и они самые разные. Кому-то достаточно разбирательств – и есть депутаты, отрекшиеся от того, что якобы что-то подписывали против спецоперации. Кто-то просто раскаялся, кому-то сделали строгий выговор или предупреждение, например депутату Мосгордумы Евгению Ступину. Как раз его Афонин 31 мая и поминал в контексте связей с навальнистами. Однако отдельных людей все-таки исключают из партии, если они не раскаялись или не отозвали своих подписей под пацифистскими петициями. Беспартийных же депутатов КПРФ выгоняют из фракции, как это, например, сделано в Приморье, откуда и пошел нынешний внутрипартийный скандал. «Проверять всех, естественно, не будем, мы же не следственные органы, только тех, кто высказался открыто, на уровне реготделений проверки уже идут. Но все это единичные случаи среди 12 тыс. депутатов всех уровней от КПРФ», – подчеркнул Афонин.
По его словам, пресловутые «пятая колонна» и «шестая колонна» есть скорее во власти, а внутри КПРФ идут дискуссии, в рамках которых «есть те, кто не разобрался либо чего-то недопонял». Но поскольку КПРФ – партия идеологическая, все ее члены и депутаты обязаны выполнять решения ЦК, в том числе о поддержке спецоперации, или выходить из партии. Такие исключения уже прошли в феврале–марте, так что сейчас противников спецоперации практически не осталось, заверил «НГ» Афонин. Кандидатов же как проверяли на всех уровнях, так и будут проверять – в первую очередь тех, с кем партия недостаточно знакома. Скажем, в Москве примерно 1200 кандидатов, но проверить надо всего человек 50. И только в том случае, если возникают сомнения, тогда проводятся и мониторинг соцсетей данного человека, и беседы о его отношении к 24 февраля. «Я просто обострил ситуацию для регионов. Потому что были те, кто выдвинулся на протестной волне, но сейчас нужен более серьезный контроль», – пояснил «НГ» первый зампред ЦК КПРФ.
Стоит отметить, что в конце прошлого года «Яблоко» по итогам выборов тоже произвело чистку партии, которую таковой руководство ни в коем случае не хотело признавать.
На всероссийском совещании партактива руководство КПРФ объявило об обязательной поддержке спецоперации. Фото со страницы Юрия Афонина в «ВКонтакте» |
Теперь ею скорее всего становятся коммунисты, которые являются для Кремля конкурентами за патриотический электорат, а также выступают в роли объективных бенифициаров политики идеологической ресоветизации. Практически нет сомнений, что нынешняя операция внутри КПРФ по удалению «навальнятины» – это как минимум попытка уберечься от рисков привлечь к себе внимание правоохранителей, если вообще не исполнение твердого указания Кремля делом подтвердить желание сохранить статус системной партии. Однако, похоже, коммунистов это все-таки не спасет от того катка, который сейчас приводит страну к единообразию по прежней схеме и старому лекалу.
Тем более что власть, как представляется, уже начала разбирательства внутри себя. Вместо поисков правого или левого уклонов ныне более актуально отношение к спецоперации, то есть разделение на партии мира и войны. Приписка тех или иных чиновников к одному либо к другому лагерю – это теперь любимое занятие даже официальных лоялистов. И это неудивительно, если популярный телеведущий призывает одного из губернаторов определиться именно по отношению к спецоперации, а руководители «Единой России» публично спорят о том, когда и кому надо ездить в Донбасс. Или если спикеры палат Федерального собрания транслируют противоположные мнения в отношении Украины и противостояния с Западом – идти до конца или все же пытаться договориться? Практически уже нет сомнений в том, что спецоперация открывает перед страной такой портал, который может увести ее в глубину вроде бы уже ушедшей эпохи больших чисток.
«НГ» решила выяснить у экспертов, насколько это вероятный сценарий и не является ли нынешняя ситуация в КПРФ если не предтечей великого добровольно-принудительного обновления госаппарата, то как минимум тренировкой. Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов оказался оптимистом, сказав «НГ», что «КПРФ проводить чистки вряд ли будет», ее руководство сейчас лишь дистанцировалось от пацифистов, подчеркнув, что не несет ответственности за высказывания отдельных депутатов. Хотя есть тут и доля профилактической работы с активом – «мол, если что, то не обижайтесь». По мнению эксперта, аналогий с временами ВКП(б) не стоит проводить, по крайней мере в контексте ситуации в КПРФ. Однако Куртов подчеркнул, что и на государственном уровне публичных чисток, судя по всему, не хотят. «Конечно, будут точечные разбирательства с теми, кто официально выступил против генеральной линии, а те, кто против, но не выступил, останутся на службе. Внутренних процессов партий и структур мы не знаем, но снаружи будут показательные единичные случаи. В ближайшее время процесс чистки невозможен в принципе просто потому, что массовых пацифистских выступлений от чиновников и силовиков ждать не стоит», – пояснил эксперт.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил «НГ», что в случае настоящей чистки КПРФ останется в электоральной резервации с ностальгическим электоратом. «Это борьба за идеологическую идентичность – путь, по которому ранее пошло «Яблоко». Это отсечет от КПРФ общепротестный электорат. Очевидно, что это выгодно власти. Конечно, не факт, что КПРФ поступил сигнал из Кремля, но беседы на Старой площади вполне могли быть – мол, неплохо было бы разобраться с собственным активом на предмет поддержки спецоперации, если хотите оставаться системной партией», – заметил эксперт. Однако при этом он указал, что «партия всегда умела маневрировать между лояльностью и оппозиционностью: с одной стороны, осадила противников спецоперации, а с другой – передала мандат Рашкина Удальцовой, как бы подчеркивая готовность продолжить союз с левыми радикалами». И все-таки Калачев уверен, что компании по очистке в КПРФ ждать не стоит, будут лишь показательные жертвы, которые нужно предъявить как власти, так и активу, чтобы тот сплотил ряды вокруг руководства. А вот чистки в госаппарате и силовых структурах в какой-то перспективе вполне возможны, тем более что прецеденты уже были.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что раньше коммунисты «спокойно пользовались плодами УМГ Навального, хотя прямо и не поддерживали его, то есть расширяли электоральную нишу, и достигли здесь немалых успехов». Но теперь, в условиях всеобщего партийного патриотического консенсуса, у КПРФ появились повышенные риски испортить отношения с властью. Вот почему коммунисты отрекаются от прежних подходов и возвращаются в идеологическую нишу, чтобы сохранить статус системной партии. Но тем самым КПРФ снова превращается в партию ветеранов и пенсионеров. В целом перспективы страны эксперт видит такими: «Больших чисток не будет. Хотя у нас всегда найдутся люди, которые хотят чисток, но пока такие призывы только на уровне публикаций. Например, «Царьград» призвал почистить Академию наук от либералов. Но, например, в ЕР не бывает никакой критики спецоперации – в отличие от КПРФ. В госаппарате же могут быть увольнения тех, кто против нее. Но вряд ли среди чиновников высшего ранга кто-то такой найдется. Это как раз сами госменеджеры стали увольняться, боясь санкций. Среди силовиков в основном идут дискуссии о действиях и методах». Так что очистной компании пока не видно, хотя желающие ее начать против «пятой» и «шестой колонн» всегда есть. Макаркин заметил, что на низовом уровне все будет зависеть от конкретного учреждения и конкретных руководителей: где-то людей будут жестче фильтровать, а где-то нет, как в принципе и было в советское время. «Пока сверху сигнала о чистках нет. Есть сигнал об уголовном преследовании противников спецоперации. Конечно, государство заинтересовано в идеологической лояльности чиновников, но до абсурда вряд ли будут доводить, балансы будут соблюдены», – подчеркнул он.