Аналоги федерального Госсовета появятся и в регионах для укрепления всей системы. Фото с сайта www.kremlin.ru
Пять глав закона о единой системе публичной власти (ЕСПВ) с 1 июня считаются официально действующими, а значит, заработал механизм дальнейшей вертикализации страны в соответствии с указаниями президента Владимира Путина. И эта дата лишь формальный рубеж, на самом деле ЕСПВ уже выстроена за полгода после принятия данного закона. И хотя там, например, разрешается руководителям регионов называть себя либо главами либо по-старому губернаторами, заметно, что последний вариант стал непопулярен. Ведь один из принципов ЕСПВ – это максимальная унификация госустройства на основе его упрощения.
Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» вступил почти в полную силу.
С 1 июня заработали главы о новом устройстве и компетенции региональных госорганов, которые переходят под более жесткий контроль со стороны федерального Центра. Часть закона о финансовых правах и обязанностях начнет действовать с 2023 года.
Таким образом, введена в строй единая вертикаль, инициированная Путиным в виде поправки к Конституции еще в 2020 году. Сам он находится на вершине этой системы, устойчивость которой усиливает обновленный Госсовет, тогда как Совбез, в свою очередь, определяет ключевые направления развития всей ЕСПВ. Напомним, что оба органа президент не просто возглавляет, они, по сути дела, являются его продолжением. К примеру, эти прямо обозначенные в Основном законе структуры начинают действовать только тогда, когда это необходимо Путину.
Сам закон был принят в конце декабря, но пять глав получили отсрочку на полгода. Например, во втором разделе идет речь о законодательном органе субъекта РФ. Именно там прописаны все те изменения, которые превращают народных избранников в отдельную категорию госслужащих. В данной главе присутствует и положение о полном праве региона вводить у себя какую угодно избирательную систему – смешанную в любых пропорциях, чисто мажоритарную или, наоборот, исключительно пропорциональную. Предполагаются и иные урезания политических прав депутатов. Кстати, региональным парламентам позволено варьировать свои названия, но без употребления аналогов, использованных на федеральном уровне. А это значит, что слова «собрание», «госдума» и «совет» считаются уже занятыми. Однако пока в регионах незаметно какое-то шевеление по этому поводу.
В третьем разделе закона говорится о высшем должностном лице субъекта РФ. Рекомендовано называть его главой региона, но можно оставить и нынешнее наименование «губернатор». Ограничения по срокам отменены, дано прямое разрешение избираться не на всеобщих выборах, а через голосование депутатов. Главы субъектов РФ уже точно превращаются в чиновников федерального уровня, о таком их статусе четко говорится в данном законе. Глава 4 указывает на обязанности региона сформировать свое правительство, возглавлять которое может как высшее лицо, так и отдельный руководитель, а пятый раздел обязывает субъекты РФ иметь контрольно-счетный орган, который будет входить в единую общефедеральную вертикаль. Кстати, различные омбудсмены, должности которых тоже можно вводить, станут дополнительными вертикальными скрепами. А в главе 9 взаимоотношения федерального Центра и субъектов РФ отзеркалены в меньшем масштабе в контексте взаимодействия региональных властей со своими муниципалами. Главы регионов получают над местным самоуправлением полную власть.
Как раз на начало июня в Госдуме намечено окончательное утверждение новой редакции закона о муниципалитетах, которые формально сохраняют свою самостоятельность, но самодостаточными перестанут быть окончательно. Местное самоуправление возглавят региональные чиновники, чтобы сэкономить бюджетные расходы и повысить эффективность, хотя понятно, что ни одна из поставленных целей выполнена не будет. При этом муниципальная реформа идет полным ходом без всякого действующего закона. И это повторяет тот путь, который ныне проходит сама ЕСПВ.
Один регион за другим еще до 1 июня активно меняли свои уставы или конституции, чтобы к этой дате все было готово. Успели, правда, не все, но те, кто вписался в дедлайн, задали отстающим устойчивые тренды. Скажем, название «губернатор» сохраняется лишь в единичных случаях, более популярным оказалось слово «глава». Это неудивительно, ведь унификация вплоть до максимального упрощения – это один из постулатов ЕСПВ наряду с вертикализацией. Поэтому также неудивительным будет, если, например, вроде бы частная инициатива Нижегородской области окажется на самом деле реализацией указания из Кремля и всеобщим образцом. Имеется в виду создание в этом субъекте РФ некоего регионального совета по аналогии с федеральным Госсоветом все в тех же целях укрепления вертикали публичной власти.