Вячеслав Володин повысил свой политический рейтинг вместе с Госдумой. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Опубликованные в праздничные дни результаты очередного соцопроса ВЦИОМа о доверии политикам и одобрении деятельности институтов власти показали сохранение тренда на укрепление данных показателей. Рост рейтингов президента Владимира Путина и премьера Михаила Мишустина новостью уже не является в отличие от взлета Госдумы. Она вышла на исторический максимум поддержки участниками опроса, а председатель нижней палаты Вячеслав Володин вошел в пятерку лидеров рейтинга спонтанного доверия к политикам. На вопрос о том, кто кого подтолкнул, следует заметить, что скорее всего спикер выступает в роли своего рода интегратора депутатской активности.
Статус Володина как ключевого интегратора Госдумы, очевидно, подтверждается и тем фактом, что в антирейтинге политиков он находится вообще на третьем месте, уступая только лидеру КПРФ Геннадию Зюганову и российскому президенту. К главному коммунисту страны неодобрительно относится 10,7% опрошенных, к Путину – 6,1%, а к спикеру Госдумы соответственно 3,3%. При этом данный показатель за один месяц вырос у него почти на полтора процента. Что же касается позитивного отношения респондентов, то Володин находится на пятом месте. Это редкая ситуация для спикеров Госдумы, особенно если оказывается, что они впереди лидеров думских фракций.
Если у Путина 42,4%, у глав МИДа и Минобороны Сергея Лаврова и Сергея Шойгу – соответственно 21% и 18,9%, а у Мишустина – 13,9%, то у председателя ГД – 4,2%. Этот рост на полтора процента и позволил оттеснить Зюганова. У того теперь есть внимание только 3,9% опрошенных, еще ниже находится председатель «Справедливой России – За правду» Сергей Миронов (2,3%), а раньше, напомним, их обоих опережал покойный лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Вход Володина в пятерку лидеров скорее всего связан во многом и с его решением активно присутствовать в соцсетях – и не столько с отчетами о проделанной работе, сколько с личным мнением по актуальным темам российской и международной политики. Стоит заметить, что если жесткие заявления депутатов часто выглядят хайпом, то высказывания официально четвертого лица в государстве выглядят по-иному.
Если же вернуться к антирейтингу, то ничего особенного в нем нет в том смысле, что чем большее внимание респондентов привлекает тот или иной институт власти, тем сильнее становится поляризация мнений. Причем следует заметить, что среди негативно настроенных скорее всего есть и те, кто просто требует от госоргана более радикальной политики. В отношении Госдумы, рейтинг одобрения которой участники опросов годами традиционно опускали ниже антирейтинга, это относится тем более. Массовый респондент, похоже, не склонен досконально разбираться, к каким фракциям принадлежит тот или иной депутат – правящим или оппозиционным. Для опрошенных граждан Госдума – это часть власти, которая одновременно и продуцирует вроде бы толковые инициативы, и принимает часто мало кому нравящиеся законы.
Поэтому хотя в начале мая нижняя палата и обогнала Совет Федерации – 50,3% против 49%, но запас негатива у нее остается значительный – 30,2% против 22,1% у верхней палаты. Тем не менее для Госдумы это выход на невиданный ранее свой исторический максимум.