Совет законодателей РФ может только поддержать рекомендацию сверху. Фото с сайта www.council.gov.ru
Кремль как бы подтвердил часть информационного вброса, что президент якобы готов прислушаться к регионам по отмене единого дня голосования (ЕДГ) в этом году. О вроде бы отказе от выборов в субъектах РФ – всех или части, временно или надолго – говорится в СМИ. У такого решения будут и плюсы, и минусы – административные и политические, которые предстоит взвесить. Но признание негативного влияния украинской спецоперации на внутрироссийскую стабильность может стать пропагандистским провалом.
Президент Владимир Путин едет в Петербург на заседание Совета законодателей РФ, сообщили в пресс-службе Кремля, тем самым, подтвердив, как минимум, одну часть вброса о предстоящих 27 апреля важных решениях.
Напомним, что массированный залп публикаций о возможной отмене ЕДГ-2022 как раз это питерское мероприятие и анонсировал: дескать, на такой площадке и обсуждать проблему выборов с властями регионов. Совет законодателей – это структура, объединяющая председателей заксобраний субъектов РФ. Своего рода вертикаль представительной власти возглавляют вдвоем спикеры Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин, она призвана плотно координировать законотворческую деятельность в масштабах страны.
И на самом деле это, конечно, не то место, где можно заниматься лоббированием перед президентом каких-то собственных решений. Хотя СМИ и напоминают, что, мол, в 2012-м именно регионы предложили Путину ввести для некоторых из них право проводить выборы руководителей путем голосования в парламентах. Понятно, однако, что это была не более чем классическая «просьба трудящихся». И потому первый непроясненный вопрос в контексте ЕДГ-2022 в том, организован ли уже соответствующий «глас народа» в стиле поправки депутата Госдумы Валентины Терешковой об обнулении президентских сроков.
Второй вопрос того же плана – отменять выборы вообще или только сдвигать на позднюю осень либо зиму или даже весну 2023 года. Третий связан с тем, имеется ли в виду вся совокупность региональных кампаний или всего лишь избрание губернаторов. Об этом уже не раз писала «НГ», указывая, что дело вообще-то не столько в сложной социально-экономической ситуации из-за потока санкций со стороны Запада, сколько в том, что губернаторы в результате формирования единой системы публичной власти становятся больше кураторами регионов в федеральном статусе, нежели собственно руководителями этих субъектов РФ.
И наконец, четвертая неясность, которая только выглядит чисто технической, связана с тем, каким образом следовало бы оформить кейс с отказом от выборов осенью этого года. Стоит ли закреплять решение в законах об основных гарантиях избирательных прав и об общих принципах организации публичной власти либо надо идти к такому решению через реализацию соответствующих полномочий Центризбиркома. Тот вполне может постановить, что необходимо отложить выборы. Для этого нормативный фундамент уже под рукой: практически повсеместно в регионах продолжает действовать режим повышенной готовности, введенный в связи с ковидом.
СМИ уже подробно разобрали плюсы и минусы потенциальной отмены ЕДГ-2022, которые Кремль, по слухам, пытается свести к некоему для себя положительному балансу. Для краткости скажем, что и те и другие будут как технологического – в том числе и финансового, – так и политического свойства. А вот вышеупомянутая техническая деталь – избавление от электорального мероприятия под предлогом своего рода чрезвычайщины – как раз и может оказаться настоящим пропагандистским провалом. Поскольку оперативно вернуть на пик эпидемию коронавируса в России вряд ли удастся, причиной придется указывать украинскую спецоперацию. А это создает риск слома всей нынешней информационной парадигмы, диктующей населению радость перед скорой предстоящей победой и временностью периодически возникающих трудностей. Причем для жителей приграничных с Украиной регионов таковыми объявляются и практически уже постоянные их обстрелы.
Отмену выборов – пусть даже только губернаторских, – к которой президента, как представляется, подталкивает часть кремлевских обитателей, Путин может воспринять как необходимость признания с его стороны того обстоятельства, что теперь не все планы ему удается реализовывать так же блестяще, как прежде. Между тем бессрочный правитель России, похоже, абсолютно не приемлет для себя возможности когда-либо согласиться с тем, что Акела все-таки промахнулся.