0
4176
Газета Политика Печатная версия

25.04.2022 20:17:00

КПРФ отказывается от радикальных действий

Генеральная линия партии – это бесконечный разговор о преимуществах социализма

Тэги: кпрф, юрий афонин, генеральная линия, социализм

On-Line версия

кпрф, юрий афонин, генеральная линия, социализм Первый зампред ЦК Юрий Афонин разъяснил партактиву особенности текущего момента. Фото с сайта www.kprf.ru

Коммунисты сформулировали генеральную линию, которую партия будет проводить в условиях превращения страны в «осажденную крепость». По словам первого зампреда ЦК КПРФ Юрия Афонина, главная задача – это «убедить общество и власть реализовать курс на суверенизацию экономики и построение социализма». Таким образом, борьба за него не пойдет путем радикализации левого движения, поскольку дискуссии на баррикадах невозможны. Скорее наоборот, следует ожидать повышения уровня лояльности коммунистов к власти.

Краткую формулировку генеральной линии Афонин огласил в выступлении перед очередным потоком курсантов Центра политической учебы КПРФ. Он заявил, что Россия переживает такой перелом, каких в ее постсоветской истории еще не было. Запад объявил тотальную экономическую войну, из которой возможны два выхода: либо экономика рухнет под тяжестью санкций, либо выйдет более сильной, обновленной и независимой. Последнее невозможно без левого поворота. Вот такое не менее лаконичное обоснование уточненной генеральной линии.

Напомним, что с началом спецоперации электорат Компартии стал сокращаться, от нее ушли и сторонники пацифизма, и патриотически настроенные избиратели, которые предпочли лояльность власти. КПРФ оказалась перед необходимостью разработать обновленную политическую тактику, поскольку стратегическая линия – поддержка внешней политики Кремля являлась константой. Коммунисты придумали такой подход: они будут поддерживать спецоперацию, но представлять себя единственной силой, которая знает, как добиться скорейших побед не столько над Украиной, сколько над совокупным Западом, а при этом еще и не заставлять граждан слишком сильно затягивать пояса.

Однако основной дырой в афонинской формуле выглядит утверждение, что в левом повороте сперва надо убедить общество. Между тем даже провластная социология показывает, что большинство россиян уже придерживаются как раз левых убеждений. Логичнее было бы сформулировать так – «вместе с обществом убедить власть», или вообще – «опираясь на общество, заставить власть». Правда, от этого бы попахивало призывами к революциям или как минимум угрозами перейти к более радикальным действиям. Нынешнее руководство КПРФ, с одной стороны, само этого не хочет, а с другой – вполне понимает, что власть такого покушения на себя никому не позволит. То есть партия подойдет к границе своего дальнейшего существования.

Конечно, трудящихся, чьи интересы вроде бы подрядилась защищать КПРФ, именно такая ее судьба не так уж и сильно бы волновала, особенно если борьба за власть оказалась бы успешной, но для самих коммунистов сохранность своей структуры давно является приоритетом. Поэтому тот же Афонин не раскрыл главную тему – а как левые надеются убедить власть строить социализм, что за последние десятки лет так и не удалось? Будут ли для этого какие-то дела или все ограничится словами?

Глава аналитического центра КПРФ Сергей Обухов сказал «НГ», что для убеждения общества и власти подготовлены меры как содержательные, так и технологические – для продвижения этого содержания. А именно: программного документа «20 неотложных мер для преображения России», выступлений лидера Компартии Геннадия Зюганова. Например, его статьи к 100-летию образования СССР «Программа победы». Дальше пойдут рассылка материалов по стране и их пропаганда на местах. Скажем, газету «Правда» раз в квартал издают сверхбольшими тиражами в 5–10 млн экземпляров, хотя это большая нагрузка на партийный бюджет. Кроме того, также и YouTube активно используется, постоянная аудитория партии – это около 4–5 млн человек. Еще несколько миллионов в совокупности читает информацию о партии в различных соцсетях.

Власть же коммунисты собираются убеждать так: «бомбить обращениями» о необходимости принять программные меры КПРФ, посылать запросы членам Совета безопасности, министрам сенаторам и губернаторам, серьезно разговаривать с правительством. Еще у партии есть парламентская трибуна и право инициировать законопроекты, но не стоит забывать о митингах и других протестных акциях. Обухов отметил, что отдельные инициативы и идеи КПРФ поддерживает в принципе около 80% россиян. Это и национализация, и доля каждому за добычу ресурсов, и прогрессивная шкала налогообложения, и возврат к прежнему пенсионному возрасту. То есть это общие идеи социальной справедливости, но нужно показать, что именно КПРФ является их основным проводником и главной альтернативой власти. А еще коммунисты выступают и за общедемократические ценности, что увеличивает шансы на выборах, это показал 2021 год. Общественное мнение все больше склоняется к КПРФ, но Обухов признал, что есть проблемы с каналами коммуникаций с этим левым настроем людей. Что же касается власти, которую не удалось убедить за 20 лет, то он полагает, что наступили другие времена: с одной стороны, именно из-за актуальности программы КПРФ она и столкнулась с усилением преследований, с другой – и чиновники уже признают справедливость части предложений КПРФ. Короче говоря, «к убеждению в правильности нашего курса и наших мер власть подталкивает сама жизнь в условиях кризиса и спецоперации». 

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Левые идеи, высказанные КПРФ, действительно популярны в народе, большинство охотно поддерживает предложения партии. Вся ее агитационная деятельность – это в принципе эффективная работа с обществом. Но проблема в том, что неважно, будет ли у КПРФ 20-25% или даже 40-50%, потому что в России общество не обладает субъектностью и никак не связано с центрами принятия решений. Решения все принимаются не под давлением снизу, а по предложениям сверху, через демократические механизмы поменять политику невозможно». Поэтому эксперт заметил, что КПРФ следовало бы думать не о том, как распространить 5 млн газет, а о том – как донести свою программу до тех, кто принимает решения в стране. То есть, к примеру, разговаривать с президентом и премьером, предлагать министрам «не идеи и популизм, а механизмы реализация программы».

Сейчас, по его словам, партия решает собственные задачи, работая с обществом и набирая очки с помощью популизма и образа прошлого. Как результат она получает мандаты, сохраняя представительство в органах власти. Но в нашей политической системе партии не являются теми, с кем советуются при принятии решений, а авангардом протеста КПРФ стать не спешит. На эти протесты партия выходит только тогда, когда уже нельзя не выходить, когда общество уже взбудоражено. Власть опирается на «Единую Россию», хотя президент теоретически мог бы позвать и КПРФ. Однако это могло бы случиться только при кризисе политической системы, когда рейтинги ЕР тотально посыпались бы, потому что президент привык пользоваться собственными инструментами, каковым является ЕР и не является КПРФ. Так что пока власть не будет брать программу КПРФ, сохраняя рыночный и либеральный экономический курс, отдельные же идеи, позаимствованные у левых, будет выдавать за собственные, а потому «КПРФ «спасибо» никто не скажет».

Калачев отметил, что сейчас Кремль пошел по пути «нишевизации» абсолютно всех партий, кроме ЕР. Но и партии активно не пытаются выйти из отведенных им ниш по нескольким причинам. Во-первых, без честных и свободных выборов отстоять результат все равно не удастся. Во-вторых, руководство партий видит цель не во взятии власти, а в сохранении структур. В-третьих, активный выход за пределы ниши означал бы и ссору с Кремлем, и угрозу уничтожения партий. И, наконец, в-четвертых, та же КПРФ давно из революционной партии превратилась в парламентскую - и даже, по оценкам некоторых леваков, оппортунистическую. Она не формирует общественный запрос, а только идет за ним.

Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов заверил «НГ», что КПРФ вовсе не уходит от борьбы, а использует сложившуюся ситуацию, чтобы обработать общественное мнение. «Сейчас трудные времена и в обществе возникает вопрос – как жить дальше? КПРФ актуализирует дискуссию об образе будущего, ведет свою агитработу, предлагая решения. Общество даже радо отвлечься от спецоперации и порассуждать о перспективах. Тем более, что сейчас сама власть эффективно работает для убеждения общества в своей правоте, у нас пропаганда одна из самых действенных в мире. Но дело в том, что вся власть сейчас занята спецоперацией, она оторвана от жизни, так что коммунисты подоспели со своими разговорами вовремя», – пояснил эксперт. Он считает, что логика КПРФ, видимо, в том, чтобы убедить общество в необходимости поддержки партии и ее программы, а потом, уже заручившись поддержкой большинства, «пойти к власти, чтобы ее переубеждать». По его мнению, такая идея теоретически реализуема. Но практически, КПРФ, даже не достигнув такой цели, всегда может сказать, что власть проводит именно ее идеи и применяет те методы, которые предлагали левые. Следовательно, при любом раскладе коммунисты постараются выглядеть победителями, то есть той силой, к которой прислушивается власть и чьи предложения оказываются востребованными в пору кризиса.

Куртов подтвердил, что «нишевизация» партий сейчас принудительно идет сверху в отношении абсолютно всех политструктур – даже включая ЕР. Но дело в том, что четких границ таких политических ниш никто не обозначил, а значит, каждая партия все равно пытается расширить свои границы с помощью информационной работы. К примеру, в методах КПРФ ничего нового нет просто потому, что нет ни новых инструментов, ни свободного допуска на ТВ, а соцсети и улицу теперь контролирует власть. «КПРФ могла бы расширить свою нишу с помощью радикализации и повышения яркости, это сработало бы тактически, но сыграло бы в итоге против партии. Потому что сейчас власть перешла к жестким мерам. Если на Красной площади задерживают человека с плакатом «Иисус за мир», то коммунисты понимают, что своей радикализацией они добились бы только закрытия партии», – указал эксперт.



Читайте также


Партийные губернаторы превратятся в пережиток прошлого

Партийные губернаторы превратятся в пережиток прошлого

Дарья Гармоненко

Хакасию и Орловскую область сохраняют в руках КПРФ по инерции

0
446
"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
1950
Партийная система продолжает терять сторонников

Партийная система продолжает терять сторонников

Иван Родин

Традиционный расклад политических сил не удовлетворяет ни власть, ни граждан

0
2394
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
4257

Другие новости