Ни таможенники, ни пограничники как будто не замечают перед собой занятых Россией территорий. Фото РИА Новости
За время специальной военной операции (СВО) так и не решился вопрос с полноценным тылом в виде приграничных регионов России. Для их жителей стали представлять опасность удары украинских войск, но главам этих субъектов РФ разрешены лишь успокоительные слова. В Брянской области из-за этого уже случился политический скандал. А таможенная и пограничная службы, делая вид, что перед ними нет занятых Российской армией территорий, как бы уклоняются от призыва на спецоперацию. Вертикаль власти, призванная обеспечить централизованное управление страной, похоже, пока не выдерживает испытания даже незначительной степенью мобилизации.
На очередном заседании Брянской облдумы местные коммунисты призвали губернатора Александра Богомаза вступить в диалог со всеми политическими силами, чтобы те, в свою очередь, могли транслировать жителям региона уверенность в том, что власти намерены обеспечить безопасность людей. Лидер фракции КПРФ Андрей Архицкий поэтому-то и предложил включить в пункт «Разное» повестки вопрос «о мерах, предпринимаемых органами исполнительной власти региона в связи с инцидентами, связанными с обстрелами вверенных им территорий». Однако Богомаз на это ответил недружелюбно, было заметно, что он не склонен к разъяснениям даже в стенах областного парламента. Левые сейчас заявляют, что все это как-то не похоже на приветствуемую президентом РФ консолидацию населения и политпартий.
С другой стороны, понять губернатора можно: он внезапно стал руководителем, по сути дела, прифронтового региона, а его этому не учили, более того при назначении на должность ничего такого не обещали. Вместе с тем Богомаз, конечно, понимает, что если со стороны федерального Центра будет предъявлен спрос, то эти аргументы там восприняты не будут. А намеки на такую перспективу имеются – после обстрела 14 апреля села Климово ситуацию с пострадавшими его жителями на контроль взял Минздрав РФ.
Это, понятное дело, означает, что вопросом занимается и Кремль. И тут коммунисты еще лезут со своими инициативами наладить обратную связь с гражданами – а что губернатор может им сказать? Впрочем, в Курской и Белгородской областях тамошние руководители сочли, что диалог через соцсети – это хотя бы что-то. Потому что на самом деле губернаторы против боевых действий бессильны, по крайней мере до тех пор, пока они не получат команды сверху и соответствующих полномочий. И что-то подсказывает, что такой команды в отношении варягов-технократов и не последует.
В первую очередь, видимо, потому, что в администрации президента неплохо понимают, что это за управленцы. Но вот в таможенных и пограничных руководителях на местах хотелось бы видеть настоящих чиновников, готовых исполнить любой приказ, и эффективно его исполнить. Однако им такие приказы, судя по всему, не приходят, а поэтому на пунктах пропуска России с Украиной, которые во многих местах уже перестали быть точками соприкосновения с иностранным государством, продолжается беспорядок первых дней спецоперации. Беженцам трудно въехать в РФ, а оттуда трудно ввести на освобожденные территории необходимые товары или частную гуманитарную помощь. Местные служащие кивают на Москву и пытаются сделать вид, что перед ними уже изменившаяся реальность.
Поэтому «НГ» спросила у экспертов, где же та жесткая вертикаль власти, которая создавалась в последнее десятилетие правления президента Владимира Путина и ради которой пришлось демонтировать часть элементов демократического устройства страны? Член бюро «Яблока» Григорий Гришин заявил «НГ», что «вертикаль власти была заведомо неэффективным инструментом с самого начала – по сути, это эвфемизм диктатуры». По его мнению, система централизованного управления невозможна в современном мире, где за короткий срок происходит сразу много разных событий, так что «невозможно в ручном режиме реагировать на каждое из них». «В интересах людей только демократическая, децентрализованная система управления, где каждый ее участник отвечает за свой участок работы и обладает всей полнотой полномочий. А нынешние губернаторы такой полнотой не обладают, поскольку их избрание к выборам отношения не имеет, это те же работники администрации президента на удаленке. И такая система эффективна только при распределении ресурсов среди своих. Объяснения же для людей, мол, она оперативно работает на всех уровнях – это из области пропаганды», – подчеркнул яблочник.
Член центрального совета «Справедливой России – за правду» Михаил Емельянов был не столь радикален в оценках, но и он сказал «НГ», что «нынешняя вертикаль власти не демонстрирует ни эффективности, ни оперативности в чрезвычайных условиях, ни заботы об интересах государства». Главная проблема, на его взгляд, в подборе кадров, в том, что фигуры управленцев подбирались по знакомству, никто не учитывал их профессионализм, что касается «и губернаторов, и глав региональных правительств, и кое-каких министров». И вообще эта система из «эффективных менеджеров» сразу не очень годилась для жизни страны, сейчас же это становится наиболее заметно.
Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков напомнил «НГ», что вертикаль власти родилась не вчера, а много лет назад – и уже тогда коммунистам было ясно, что она не может эффективно работать «ни в мирное, ни в чрезвычайное время». Он отметил несколько проблемных для системы моментов: во-первых, она сейчас проходит организационную реформу, во-вторых, нет стратегии развития страны и общей программы будущего, а потому даже точечные и полезные решения не дают большого эффекта, тем более что носят хаотичный характер. И, в-третьих, нарушены принципы демократического избрания губернаторов, а поскольку народом они не выбираются, то видны откровенные кадровые ошибки. А в-четвертых, даже профессиональные управленцы на местах не могут ничего сделать без соответствующего финансирования: «Конечно, губернаторы и должны оглядываться на Москву, иначе начнутся сепаратистские настроения, но неправильно, когда население региона страдает из-за того, что у их главы нет соответствующих связей». И, наконец, в-пятых, губернаторы боятся проявлять излишнюю инициативу, за малейшую несогласованность их бьют по рукам.
Первый вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов рассказал «НГ», что в нынешних условиях вся вертикаль власти перестраивается и модернизируется в соответствии с новыми политическими и экономическими условиями, закладываются новые управленческие решения. «С точки зрения получения экономической прибыли такая система с самого начала была не очень эффективна, но она работала. Проблема в том, что эта система создавалась в условиях сытых годов, когда не было кризиса, бюджет был в профиците. Главным критерием для системы была не скорость, а ее устойчивость и управляемость – и с этой точки зрения она казалась эффективной. Но сейчас время изменилось, в критической ситуации система демонстрирует свою несогласованность», – отметил он. Эксперт пояснил, что в принципе проверку кризисом проходят все системы, «пока страна живет в более или менее привычном режиме, но результаты серьезной проверки эффективности вертикали станут очевидными где-то через полгода».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подчеркнул: «Выстроенная вертикаль власти оказывается эффективной только при принятии самых простых решений, тогда при команде сверху все быстро исполняется до самого низа. Но при принятии более сложных решений реальная картинка отличается от того, что нам говорят о вертикали как о панацеи от всех проблем. Она оказывается малоэффектиной по причине того, что более сложные решения требуют конкретики и механизмов, а единый центр принятия решений не может заниматься всеми вопросами сразу. И тогда такая управленческая система попадает в ступор». Эксперт отметил, что сейчас самое главное аппаратное качество для чиновников – это умение перекладывать ответственность на другого. А когда нет ни конкретной команды, ни возможности переложить ответственность, тогда губернаторы не спешат исполнять вышестоящие решения, поскольку боятся проявлять даже самую минимальную инициативу. «Так и получается, что когда федеральный Центр дает распоряжения относительно важных для него решений, например, провести повсеместно митинги в поддержку спецоперации и разместить везде на государственных органах букву «Z», то это выполняют. Что же касается жизни людей, то тут система дает сбой. Сверху, конечно, идут распоряжения вроде «увеличить количество молока и мяса» или «сохранить рабочие места и не допустить падения уровня жизни», но не поступает указаний о механизмах исполнения», – подчеркнул Калачев.