Лидер "Яблока" свой доклад съезду партии зачитал на фоне картины Пабло Пикассо. Кадр из видео со страницы Николая Рыбакова в "ВКонтакте"
«Яблоко» провело четвертый этап своего XXI съезда, который завершился 16 апреля принятием последнего блока поправок в устав. Все изменения направлены на реализацию концепции, предложенной основателем партии Григорием Явлинским, по сбережению политструктуры до лучших времен. Консервация должна защитить ее от нынешнего авторитаризма, но одновременно создать команду идеологически стойких активистов, которые не потеряются в ходе неизбежной новой перестройки России. Воспитательная функция реформы даже усилена, в партии будут те демократические механизмы, которые исчезают в стране. Однако ужесточаются и требования к партийцам, руководство «Яблока» намерено всех держать под присмотром. И для этого вводится институт кандидатов в члены партии, как это было в КПСС.
Лидер «Яблока» Николай Рыбаков произносил доклад съезду на фоне «Герники» Пабло Пикассо, которой был заменен традиционный зеленоватый партийный задник. Тем самым было подчеркнуто, что ключевая позиция «Яблока» в ходе украинской спецоперации – это бескомпромиссный пацифизм. Причем, партия, по словам Рыбакова, выступает от имени всех пострадавших без разбора их национальности, отношения к этой спецоперации, местонахождения и т.д.
И, конечно, давление властей на яблочных активистов стало одной из основных тем политической части доклада. Но в нем досталось и тем силам, которые на недавних выборах в Госдуму призывали граждан голосовать за любые парламентские партии – лишь бы не за «Единую Россию». То есть «Яблоко» продолжает борьбу с «умным голосованием» и его последствиями. Судя по всему, в ближайшее время эта тема станет определяющей благонадежность всех членов партии, своего рода «лакмусовой бумажкой», определяющей своих и идеологически чужих. А «Яблоку» в скором времени предстоит стать жестко идеологической партией. Но, конечно, не в классическом смысле данного понятия, поскольку содержание идеологии будет базироваться на представлениях руководства партии – и прежде всего, Явлинского.
Собственно последняя порция поправок в партийный устав всю систему консервации «Яблока» и закрепляет: партия уходит в круговую и достаточно глухую оборону от печальной реальности. Решено, к примеру, что все-таки будет институт кандидатов в члены. Человека будут рассматривать целых два года, прежде чем принять в партию, но, возможно, он так и останется только среди сторонников. Показательно, что принята концепция, которую использовала советская КПСС именно для того, чтобы не допускать в себя чужеродные элементы. Еще одно ноу-хау из прошлого, причем, вообще из сталинских времен, это переименование исполкома федерального бюро партии в президиум, состоять в котором, конечно, только на время переходного периода, будут нынешний лидер Рыбаков и его заместители.
Внешнюю активность предлагается минимизировать до одного лишь пацифизма, зато внутри «Яблока» гражданам обещаны широкие демократические возможности, которых они лишаются в стране. Например, в партии объявляется свобода ассоциаций – причем, будут не только фракции типа социал-демократической или гендерной, но и объединения по профессиям или вообще отраслям. Что прежде казалось невозможным для «Яблока» – разрешение двойного членства, теперь становится нормой устава. Понятно, что не для иных партий, а только для движений, чьи позиции не противоречат яблочным, однако с 2008 года партия вообще запрещала иметь отношение к любым политическим образованиям.
Узкий состав президиума федерального бюро станет предохранителем от того, чтобы эти цветы демократии не переродились в сорняки. Для того же будет выполнен и ряд подготовительных работ. Скажем, все незарегистрированные на данный момент члены партии, то есть имеющие какие-то конфликты с руководством, считаются исключенными из рядов, но могут остаться в сторонниках. Туда же смогут переходить те, кто приостановит членство по уважительным причинам – к примеру, не сможет публично придерживаться пацифистских принципов. Закладывается в устав и такая норма: «Все участники партии берут на себя обязательства руководствоваться в общественно-политической деятельности принципами и ценностями партии, соблюдать правила внутрипартийных дискуссий и публично придерживаться коллегиальной общепартийной позиции». Но, правда, за различные нарушения этого и других обязательств, а также за нанесение партии политического ущерба вводится шкала ответственности.
Исключение обещано сделать случаем исключительным, что для законсервированного до новой перестройки «Яблока» становится скорее объективной необходимостью, чем демонстрацией широты внутреннего демократизма. Кадрированная партия станет вычислять чужаков на дальних подступах, а немногочисленных верных и идеологически стойких товарищей, надеются в «Яблоке», выгонять придется редко. Явлинский, таким образом, игнорирует историческую практику, что именно в замкнутых сообществах распри и расколы наиболее вероятны, особенно, когда наступает период неизбежной смены поколения вождей.
комментарии(0)