Фото сайта comfort-transfer.by
По информации властей Брянской области и ФСБ РФ, 14 апреля произошел артобстрел приграничного Климовского района и пункта пропуска «Новые Юрковичи». Это место называют погранпереходом «Три сестры», где сходятся в точку территории России, Украины и Белоруссии. Возмущение, что из-за медленной работы таможенников и пограничников там скопилось большое число беженцев, широко транслировалось по патриотическим пабликам как раз за пару-тройку часов до удара. Скорее всего это не совпадение, а очередное доказательство, что украинские силовики мониторят соцсети противника и быстро на них реагируют. В отличие от российских, которые как будто бы отказываются действовать в режиме спецоперации, свидетельств чему с каждым днем все больше. Об этом же говорится и в открытом письме президенту РФ от волонтеров, помогающих Донбассу.
В первую очередь к таким свидетельствам относятся продолжающиеся огневые налеты украинских сил на территорию РФ. На этой неделе желтый уровень опасности был введен в Курской, Белгородской и Брянской областях, а также в части районов Воронежской области, Краснодарского края и Крыма. После чего Минобороны РФ и заявило, что новые обстрелы российских регионов приведут к ответному уничтожению центров принятия решений. Если речь идет о центрах военных, то непонятно, почему этого не было сделано прежде. А если о тех, что принимают решения политические, то без официального объявления Россией состояния войны с Украиной по таким лучше не бить, чтобы не получить обвинений в нарушении международных конвенций.
Однако и проводимая на территории Украины Вооруженными силами РФ ограниченная спецоперация, конечно, никак не могла гарантировать того, что ВСУ не станут наносить реактивные удары, которые имеют больше пропагандистское, чем военное значение. 14 апреля обстрелам подверглись все три непосредственно граничащие с Украиной российские области, но наиболее резонансной, без сомнения, следует признать атаку на Климовский район Брянщины – своего рода полуанклав, который с запада замыкает Белоруссия, а почти по всему остальному периметру – Украина.
Кстати, на стыке этих трех стран в лучшие для отношений времена был установлен памятник «Три сестры» – именно таким и является народное название здешнего пограничного перехода во все три стороны. Формальное российское название – «Новые Юрковичи», которые являются единственным местом, где из Белоруссии в РФ могут въехать граждане третьих стран, поскольку только здесь выдают миграционные карты. Так что украинские беженцы, вынужденные перебираться в Россию кружным путем – как минимум через ту же Белоруссию, а иногда еще и через Польшу, – все стремятся как раз сюда.
Утром 14 апреля блогер-миллионник Юрий Подоляка, придерживающийся жестко пророссийских взглядов, на своих каналах раскритиковал безобразно организованную работу таможни и погранслужбы на данном переходе. Дескать, украинцы, которые ради того, чтобы оказаться именно в «Трех сестрах», рисковали даже жизнью, ждут в очередях по пять дней на неорганизованных стоянках. Подоляка призвал власти навести порядок, дать наконец команду сверху для всех чиновников внизу, чтобы не подрывать авторитета самой России и проводимой ею спецоперации. Наверное, это было совпадением, в которое, правда, сильно не верится, что через пару-тройку часов ВСУ нанесли по всей этой местности удар. Сначала предполагалось, что были залпы РСЗО, но потом Следственный комитет РФ заявил о боевых вертолетах, вторгнувшихся в воздушное пространство. В любом случае были нанесены повреждения и погранпереходу, и автомобилям беженцев, но там вроде бы никто не пострадал. Зато в поселке Климово – восемь пострадавших, есть среди них и тяжелораненые, что признано уже на уровне Минздрава РФ.
Скорее всего спецслужбы Украины, мониторящие соцсети противника, могли клюнуть именно на то, что через данный переход едут именно пророссийски настроенные жители, – и это был им урок. Но не исключено также, что готовились и основы для очередной информационной провокации, которую российские силовики опять станут опровергать уже постфактум.
Заметим, однако, что менять алгоритм деятельности таможен, работающих в тылу спецоперации, в любом случае надо. Об этом говорится, в частности, в открытом письме президенту РФ от сообщества волонтеров, помогающих Донбассу и его вооруженным формированиям. Они сообщили в Кремль, что практически не в состоянии вывозить из России что-либо хотя бы отдаленно напоминающее продукцию военного назначения.