0
3965
Газета Политика Печатная версия

14.02.2022 20:32:00

Восстановительное правосудие встречается в России

Совет Европы предложил государствам защищать потерпевших, а не карать преступников

Тэги: се, восстановительное правосудие, ущерб, возмещение

On-Line версия

се, восстановительное правосудие, ущерб, возмещение Европейский суд по правам человека в основном и занимается возмещением ущерба потерпевшим от карательного уклона. Фото Reuters

Совет Европы (СЕ) призвал страны-участницы к развитию восстановительного правосудия – в качестве альтернативы традиционному уголовному судопроизводству. Такая система предполагает, что преступления будут рассматриваться не как вред государству, а как ущерб, нанесенный конкретному человеку, который и необходимо возместить. В этом случае, убеждены эксперты, как раз и возможен уход от карательного подхода в решениях судов и «палочной системы» в деятельности правоохранительных органов.

«Восстановительное правосудие должно быть общедоступным процессом», – указал СЕ. Такое правосудие, несущее в себе признаки посредничества, следовательно, подразумевает добровольные встречи жертвы и ее обидчика в спокойной обстановке. Чтобы в итоге последний взял на себя ответственность по заглаживанию причиненного вреда. А государство, в свою очередь, должно создать необходимые для этого условия. «Это правосудие, которое стремится в первую очередь удовлетворить потребности и восстановить нарушенный порядок вещей, выглядит совсем иначе, нежели карательное правосудие, в центре которого стоит осуждение и страдание», – отметили в СЕ.

Идея о законодательном закреплении такого подхода в России прозвучала еще 2020 году на встрече президента с Советом по правам человека. Тогда Владимир Путин согласился распространить данный режим для начала на дела с участием несовершеннолетних. Программа развития восстановительного правосудия была прописана в нацстратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Подготовить поправки было поручено Верховному суду (ВС), тот согласился, но с тех пор никаких движений в данном направлении не произошло.

Хотя, как выяснила «НГ», нужные поправки были подготовлены представителями научной и юридической среды, переданы в заинтересованные министерства и ведомства. В пояснительной записке говорилось, что это серьезный «шаг к гуманизации». Обе стороны – виновный и пострадавший получают возможность активного участия в разрешении вопросов, возникающих в связи с совершением правонарушения. «Должно быть поощрено раскаяние подозреваемого и обвиняемого, его стремление принять на себя не только имущественную, но и моральную ответственность за причиненный пострадавшему вред», – указали авторы.

Как пояснил «НГ» один из авторов этого проекта – федеральный судья в отставке Сергей Пашин, восстановительное правосудие – когда преступление рассматривается не как вред, причиненный государству, а как деяние, несущее ущерб непосредственно потерпевшему. И в первую очередь предполагается восстановление именно его прав. Потому в основе такой концепции лежат переговоры и акты примирения. В нашей же карательной системе, сказал Пашин, уязвимыми оказываются и сами потерпевшие, которые, по сути, ничего и не получают за свои страдания. Подсудимый тоже чувствует себя именно жертвой системы. В восстановительном же правосудии, пояснил эксперт, «превалирует стремление восстановить порванную правонарушением ткань общественных отношений». Тут нет идеи кого-то покарать или устрашить, смысл – в принятии ответственности за свой поступок. Обвиняемый для этого и встречается с потерпевшим, причем не в зале суда, а в относительно комфортных условиях.

Пашин подтвердил, что есть страны, где этот опыт успешно прижился, – это США, Канада. Более того, такое правосудие пытаются практиковать и в ряде российских регионов – в Архангельске, Перми, когда-то это было и в отдельных райсудах Москвы. Но этим занимаются энтузиасты, – по словам Пашина, «убежденные, совестливые люди, которые не бояться принять на себя ответственность». А таких, понятно, немного. Пока о праве применения своего рода восстановительного правосудия говорится лишь в ст. 25 УПК «Прекращение уголовного дела», но там это обставлено целым рядом ограничений. «Во всем мире, однако, это делается и по тяжким преступлениям, и после осуждения, когда, скажем, жертва приезжает в тюрьму, – и там организуют примирительные встречи». Кстати, отметил Пашин, первый шаг в нужную сторону сделала ФСИН, которая требует от осужденных так называемые примирительные письма и посылает их потерпевшим. Смысл в том, что человек, который хочет выйти по УДО, сперва должен извиниться.

Правда, с сожалением констатировал Пашин, развитие всего института невозможно без связи с органами уголовной юстиции – следователями, судьями, которые, очевидно, заинтересованы в обратном, а именно, «в доведении дела до суда и обвинительном приговоре». Проще говоря, что благо для людей, то для системы – головная боль, подчеркнул он. Хотя, по словам собеседника «НГ», закрепление восстановительного правосудия в УПК позволило бы «уменьшить число заключенных и вообще стигматизированных людей», а пострадавшим получать справедливое возмещение. «В этом случае казенная машина становится менее загруженной и менее травматичной, потому что люди договариваются сами», – заметил эксперт. 

Как сказал «НГ» вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов, это должен быть совершенно иной подход к достижению правосудия. Если традиционная судебная система опирается на карательные меры и обычно не учитывает интересов жертвы, то восстановительная «сосредоточивается на возмещении вреда, возвращении преступника в общество и предоставлении всем сторонам процесса возможности напрямую участвовать в осуществлении правосудия». Многие государства, по его словам, уже реализуют такую «примирительную» концепцию: к примеру, в Австрии посредничество между потерпевшим и правонарушителем может использоваться до или вовремя суда по обвинению в совершении преступлений, которые не привели к смерти человека. В Южной Африке есть закон о правосудии в отношении детей, который «решительно охватывает понятие восстановительного правосудия и предоставляет ряд вариантов, в числе которых семейные групповые конференции и посредничество между потерпевшим и правонарушителем». Но в России, уверен эксперт, восстановительное правосудие не сможет эффективно функционировать в рамках нынешней государственной уголовной политики. Когда происходит усиление репрессивного компонента в современном УК по сравнению с предыдущими редакциями и когда практика учета количества прекращенных дел сдерживает применение процедур восстановительного правосудия. Другие препятствия – это негласное одобрение политики наказания со стороны властей, рьяное сопротивление восстановительных процедурам со стороны полиции, прокуроров и судей, дефицит доверия к негосударственным организациям и их профессиональным возможностям. И, конечно, коррупция в системе уголовного правосудия, подчеркнул Кузнецов.

Адвокат Алексей Гавришев подчеркнул, что восстановительное правосудие по своему смыслу могло бы стать тем способом отправления правосудия, принципы которого отходили бы далеко от наказания виновного, а были бы направлены на возмещение материального, морального и иного ущерба потерпевшим, обществу, государству. Однако, подтвердил он, несмотря на всю логичность данной концепции, в России нынешних реалий работать такая система не будет. «Принимая во внимание статистику оправдательных приговоров, которая составляет менее одного процента, а также нередкие случаи отмены решений судов присяжных, и восстановительное правосудие, очевидно, у нас не приживется», – сказал Гавришев. Реализовать концепцию можно, считает он, но этому должна предшествовать масштабная судебная реформа, которая позволила бы на практике разделить имеющиеся ветви власти, сделать суд независимым от деятельности правоохранительных органов. «Только в таких условиях может заработать восстановительное правосудие, только тогда судьи, вынося решения, смогут думать не столько о статистике и желаниях правоохранителей, сколько о моральном состоянии потерпевших от преступлений», – заключил собеседник «НГ».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Вера Цветкова

Удержится ли комедийный уровень "Жуков" в 4-м сезоне и достигнет ли мистический приквел "13 Клинической" успеха оригинала

0
1902
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
1342
На разломе эпох и с колючим предчувствием открытий – чем может удивить Сергей Щукин сегодня

На разломе эпох и с колючим предчувствием открытий – чем может удивить Сергей Щукин сегодня

Анастасия Башкатова

Любой дом таит в себе множество секретов, но особенно – дом коллекционера

0
2122
Партии возвращаются к "народным референдумам"

Партии возвращаются к "народным референдумам"

Дарья Гармоненко

Будущий электорат стимулируют сбором подписей под различными инициативами

0
2384

Другие новости