Красиво оформленные ключи шифрования не позволят хакерам взломать избирательное ноу-хау. Фото агентства «Москва»
Поправки в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан, которые предполагают повсеместное применение дистанционного электронного голосования (ДЭГ), Госдума приняла в первом чтении под обещания «Единой России» в дальнейшем улучшить текст проекта. Однако только в том случае, если механизмы наблюдения за интернет-выборами действительно окажутся нужны. Думская оппозиция возмущалась, но на ее заявления об инструменте фальсификаций прозвучали аргументы только научно-популярного характера.
Теоретически поправки о ДЭГ в базовый избирательный закон принимать и не требовалось, как заметил депутат Госдумы от «Единой России» Дмитрий Вяткин, выборы через интернет проводятся уже третий год подряд. Но тонкость в том, что это были как бы экспериментальные прогоны различных систем, а теперь необходимо затвердить применение уже отобранного софта. Кроме того, нужны такие нормы, которые позволят выводить на ДЭГ кампании любого уровня и масштаба.
Повестка заседания Госдумы 26 января была выстроена так, чтобы оставить спорную инициативу, против которой постоянно выступает оппозиция, под самый конец законодательного марафона. Вяткин, кстати, и предложил принимать законопроект в рабочем порядке. Понятно, что ничего из этого не вышло: в том, конечно, смысле, что дискуссия состоялась, но ее результат предрешенным и остался. Закон о ДЭГ был принят в первом чтении, на подготовку второго отведен месяц. Это означает, что примерно к середине марта данная норма станет частью закона, а следовательно, у регионов останется время для изменений в собственные правила выборов.
Конечно, в той же Москве будет действовать специальный федеральный акт, разрешающий использование собственной системы, которую задействуют на предстоящих 11 сентября выборах в советы внутригородских муниципальных образований. С прочими регионами будет немного сложнее, скорее всего не всем им Центризбирком разрешит вступить в ДЭГ уже в этом году. Однако ясно, что испытания только что созданной общефедеральной системы станут более интенсивными. В ходе думской дискуссии со стороны КПРФ уже прозвучало утверждение, что цель – это электронная подстраховка президентской кампании 2024 года. Вяткин, кстати, это сразу же опроверг, но левые остались при своем мнении.
Если же анализировать принятый в первом чтении законопроект, то нетрудно заметить, что в нем, по сути, нет правоприменительных положений. В основном там отсылочные нормы на будущие решения ЦИК РФ и прочих избиркомов, а также общие фразы об обеспечении избирательных прав граждан и технические термины, изложенные в научно-популярном стиле. Кстати, думский спор тоже изобиловал науч-попом – всякими там блокчейнами, ключами шифрования и пр. Но одновременно единороссы не раз дали понять, что и вообще нечего лезть в эту современную систему со своими замечаниями тем, кто не обладает соответствующим образованием.
Судя по всему, это можно считать неким отходов от прежних публичных обещаний, что ко второму чтению в законе обязательно появятся механизмы контроля за проведением ДЭГ со стороны общественности и наблюдателей от кандидатов и партий. Теперь, скажем, Вяткин уже произносил слова, что это будет сделано, если окажется необходимым. Впрочем, скорее всего какие-то пункты о наблюдении, конечно, в текст будут введены. Но если их предполагается изложить тем же языком, что и остальной законопроект, то большого значения на практике от них не предвидится. Тем более что, похоже, наблюдательский интерфейс ДЭГ будет отдан на решение того же Центризбиркома.
комментарии(0)