Глава юрслужбы КПРФ Георгий Камнев создает единую базу правовых кейсов партии. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Как стало известно «НГ», КПРФ планирует серьезно укреплять партийную правовую службу. Например, на 25 марта уже назначен первый всероссийский семинар правоведов из 85 реготделений. Практически все крупные партии, а парламентские – в особенности, имеют у себя в арсенале своего рода собственных адвокатов. Эксперты отметили, что это последствие превращения электоральных процедур и даже обычной политической активности именно в юридические кейсы.
Большое совещание юристов КПРФ, намеченное на 25 марта, курирует глава юрслужбы Компартии Георгий Камнев. Он сообщил «НГ», что это мероприятие будет посвящено борьбе с ограничениями в проведении публичных массовых акций на фоне пандемии.
Камнев указал, что такие меры не просто законодательно не обоснованы, они по логике выглядят абсурдными, поскольку в тех же регионах зачастую разрешены концерты и спортивные мероприятия. «Под прикрытием ковидных ограничений фактически запрещена публичная политическая работа. У нас предстоят традиционные мероприятия 1 и 9 мая, которые для КПРФ принципиально провести на улице, а также дальше выборы в регионах. Кампанию вести стало практически невозможно, и надо это оспаривать», – заявил он. И протесты по отказам в проведении публичных мероприятий на основании антиковидных мер уже дают положительные результаты, в ряде регионов коммунистам удалось отстоять свою позицию, что «нет основания запрещать проведение политических мероприятий». Ранее на семинаре-совещании 22 января (см. «НГ» от 23.01.22) Камнев призвал реготделения отстаивать право депутатов на встречи с избирателями, обличать реакционный характер ковид-запретов. Он также сообщил о решении создать единую базу данных юрпрактики КПРФ.
Камнев подтвердил «НГ», что в последние годы у юристов стало много работы: это и подготовка документов для кандидатов, и реакция на обращения граждан, и судебные тяжбы с фальсификаторами выборов, и оформление законопроектов. А теперь еще и защита активистов и сторонников КПРФ, задержанных на уличных акциях или просто административно и уголовно преследуемых. «Конечно, есть ощущение, что политическая борьба действительно все больше переходит в юридическую плоскость, но мы научились с этим бороться», – отметил он. Например, подготовительному этапу выборной кампании будет посвящен всероссийский юридический семинар в конце мая, а в конце июля законники коммунистов обсудят ход кампаний.
Судя по всему, по силе юрслужбы можно судить об организационных возможностях партии. В центральном аппарате КПРФ юристов всего семь, однако по стране их не меньше 100. Советник по юридическим и законодательным вопросам московского горкома Мухамед Биджев сообщил «НГ», что в реготделениях на постоянной основе работает один-два человека, кроме того, есть экспертная сеть на подхвате. В нее входят как адвокаты, так и бывшие судьи, прокуроры и следователи. «Где-то с 2014 года политическое законодательство очень ужесточилось и стало чрезмерно зарегулированным во всех сферах – и особенно по выборам и митингам, так что у политюристов работы заметно прибавилось, объем вырос в три раза. Стало трудно справляться, вот партии и вынуждены увеличивать штаты», – пояснил он. Однако это не касается партии власти – по данным Биджева, в аппарате «Единой России» работает не более шести правоведов: «Вообще-то ЕР и не обязательно иметь своих юристов, на нее работает вся вертикаль, начиная с администрации президента и заканчивая мэриями на местах».
«НГ» выяснила, как обстоят дела с юрподдержккой у прочих больших партий. Депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов пояснил, что у них есть своя юрслужба, при этом часть из них на постоянной основе работает с думской фракцией, часть – по федеральным кампаниям, а также есть адвокаты, которые защищают интересы и партии, и лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Всего в центральном аппарате работает около полутора десятков юристов. Также в отдельных реготделениях есть свои правоведы, но на выборы часто приглашаются специалисты со стороны, помощь им оказывают и из Москвы. Член центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаил Емельянов сказал «НГ»: «У нас свой небольшой штат профессиональных юристов, около десятка человек в центральном аппарате. Они же помогают кандидатам на выборах всех уровней и со всеми задачами часто справляются сами». При этом он подтвердил, что за последние 15 лет нагрузка на политюристов заметно выросла. Член политкомитета «Яблока», депутат Заксобрания Карелии Эмилия Слабунова сообщила, что у партии собственная юрслужба, в которой несколько человек. В период выборов «Яблоко» и его кандидаты привлекают дополнительные силы, это же происходит и в случае массовых задержаний граждан во время митингов. Она пояснила, что у партии нет столько средств, чтобы содержать на зарплате большой штат в центральном аппарате, а тем более, в регионах, но у части реготделений есть свои волонтеры.
Как заметил глава Политической экспертной группы Константин Калачев, «чем обширнее юридическая сеть – тем сильнее организационная структура партии». Он подтвердил, что выборы действительно все больше уходят в юридическую плоскость, законодательство стало зарегулированным до предела, а потому нагрузка на политюристов заметно выросла. «Поскольку КПРФ ведет себя активно, то логично, что у нее, за исключением ЕР, самая сильная юридическая команда из всех партий. А для той же ЕР этого не нужно: это часть вертикали, на нее работают юридические аппараты администраций. Если же партия не находится во власти или, наоборот, в жесткой к ней оппозиции, то тогда хватает и минимума юридических кадров лишь для обеспечения работы», – пояснил эксперт.
комментарии(0)