0
4055
Газета Политика Печатная версия

23.01.2022 19:51:00

Суды не считают прокуроров посторонними

Адвокаты добиваются равенства хотя бы в доступе к свободным кабинетам

Тэги: суды, адвокаты, равноправие


Суды по-прежнему крайне неохотно выделяют помещения, где адвокаты могли бы изучать материалы при подготовке к процессам. Защитники опять напоминают о равноправии сторон, указывая, что у прокуроров и следователей есть отдельные кабинеты в зданиях правосудия. В ответ отечественная Фемида только и ссылается на устаревшую архитектуру и нехватку средств. В результате условия созданы лишь для «своих», то есть правоохранителей. Остальные, включая и свидетелей, и, конечно, обвиняемых, видимо, считаются посторонними.

По сведениям «НГ», Мосгорсуд отказался выделить адвокатам рабочий кабинет, сославшись на отсутствие свободных помещений. При этом в официальном ответе сказано, что даже если свободное место и появится, то приоритет будет у оплачиваемых государством защитников, а не у адвокатов по соглашению. Как прямо указал Мосгорсуд, речь идет о тех, кто назначен «для участия в судебных заседаниях в уголовном судопроизводстве». По словам юристов, опрошенных «НГ», специальные кабинеты в судах принципиально важны не только с точки зрения удобства работы, но и как один из показателей равноправия сторон защиты и обвинения, из которого объективно и вытекает принцип состязательности правосудия.

Адвокат Вячеслав Голенев пояснил «НГ», что вообще в нынешнем и предыдущем своде правил по проектированию федеральных судов кабинеты для адвокатов предусмотрены. Но эти документы утверждались в 2013 и 2018 годах, а большинство зданий построены в лучшем случае еще в советское время. Так что, с одной стороны, отказ Мосгорсуда вызван скорее техническими причинами, но «это не умаляет того, что там на самом деле есть куча пустующих помещений и уж одно можно было бы переоборудовать под адвокатов». Это нужно, напомнил он, для организации подготовки к судебному процессу. Отсутствие таких помещений «имеет признаки не состязательного подхода», тогда как условия должны быть одинаковы для обвинения и защиты. По словам Голенева, есть и другие примеры такого материально-бытового неравенства. Скажем, когда в судах общей юрисдикции прокуроры сидят на более удобном месте поближе к судье, а защита – где-то в уголке.

Отсутствие адвокатских кабинетов в судах – это проблема повсеместная, в первую очередь демонстрирующая «неуважение к принципам правосудия, в частности, к состязательности сторон», подтвердил «НГ» федеральный судья в отставке Сергей Пашин. Поскольку большинство судов расположены в старых зданиях, то выделение отдельных комнат адвокатам зависит от «доброй воли» их председателей. «По уму и здравому смыслу если одна сторона процесса в хорошем положении, то и представители другой должны быть организационно обеспечены. К сожалению, по буквальному смыслу закону это не так», – указал Пашин. Просьбы адвокатов либо чаще всего просто игнорируют, либо объясняют, что, мол, нет средств и возможностей. «Кстати, в Мосгорсуде начали с того, что часть коридора специально отгородили панелями фанерными, чтобы оборудовать комнату для прокуроров», – заметил Пашин. И теперь помещений для обвинителей там несколько. Объяснил это Пашин так: прокурор – человек свой, а адвокат по-прежнему воспринимается как пасынок правосудия. «Обвинители прикомандированы к областным и краевым судам, и, следовательно, они воспринимаются как члены трудового коллектива. Это не разрозненные адвокаты, приходящие по воле клиента», – сказал эксперт.

Другой вопрос, подчеркнул Пашин, в каких условиях находятся и такие участники процесса, как подсудимые: «Удобно ли им разложить бумаги в тех «боксиках», где их содержат еще до привода в зал суда?» Де-факто в этих пеналах чудовищная обстановка, хотя человек даже не признан виновным, чтобы сказать, что он такое должен претерпевать. Или, например, почему в судах нет специальных помещений для свидетелей, которые вынуждены бродить по коридорам или стоять у дверей зала. Об отражении в быте принципов судебных процессов никто и не думает, заявил «НГ» Пашин: «Председатели судов и руководители Судебного департамента действуют скорее в логике – лишь бы государственным людям было хорошо, остальные – перебьются». И при этом не похоже, что что-то будет сильно меняться.

Как отметила председатель ростовской областной КА «Паритет» Надежда Швырева, в некоторых судах есть помещение для работы адвокатов, но «предоставить его или нет – это личное усмотрение председателя суда». Далеко не все суды оборудованы всем необходимым для ведения процесса, и, понятно, что им просто не до адвокатов. Тем не менее прокурорам, как правило, помещение выделяют. Сама она связывает это с особенностями организации взаимодействия прокуроров и судов по делам с обязательным участием обвинителей. Обычно в суде выделяют один-два дня по таким гражданским делам. Видимо, на уровне договоренностей председателей судов и прокуроров все и происходит. При этом она указала, что у адвокатов, работающих по уголовным делам, на заседание тоже может уйти весь день: «И может возникнуть необходимость сделать что-то в спокойной обстановке. Раз у прокуроров есть такая возможность, а у защитников – нет, то это говорит о перекосе в пользу обвинения». Очевидно, что выделение денег на улучшение условий защиты не в интересах власти, тем более что чаще всего адвокаты по другую от нее сторону баррикад: «Когда суд прикрывает ошибки следственных органов, чтобы не ломать систему, можно говорить не об однобокости, а о полном слиянии суда и следствия на уровне правосознания». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1449
Фемида слепо верит экспертизе

Фемида слепо верит экспертизе

Екатерина Трифонова

Суды неохотно проверяют заключения назначенных специалистов

0
3290
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
2708
На адвокатов давит "тайна следствия"

На адвокатов давит "тайна следствия"

Екатерина Трифонова

Неугодных защитников могут подвергнуть уголовному преследованию

0
2114

Другие новости