Обитателям центров временного содержания проще получить официальное признание апатридами. Фото с сайта www.tatarstan.ru
В России удостоверение лица без гражданства (ЛБГ) оформляют выборочно. В первую очередь тем, кто уже доказал, что он настоящий ЛБГ. Но именно с этим и возникают сложности: волокита будет и внутри страны, и при общении со многими иностранными государствами. Там либо не спешат со справками о «негражданстве», либо игнорируют такие запросы. В результате из десятков или даже сотен тысяч жителей РФ с неурегулированным статусом пока только несколько человек и смогли воспользоваться действующим с июля новым законом.
Нормы закона о правовом положении иностранцев в РФ по выдаче удостоверений ЛБГ действуют уже полгода. И только сейчас СМИ стали сообщать о первых счастливчиках, получающих эти документы. Например, таковым стал обитатель центра временного содержания иностранцев в подмосковном Сахарове.
Правозащитники, правда, пояснили «НГ», что «по меньшей мере два таких документа выдали в Москве еще в декабре прошлого года». Также известны и неединичные случаи документирования ЛБГ в регионах. Скажем, в Краснодаре человек по квазипаспорту уже успел зарегистрировать брак.
«НГ» решила выяснить, по каким причинам из десятков или даже сотен тысяч жителей РФ, имеющих проблемы с подтверждением законности своего пребывания в стране, новыми законодательными нормами мало кто пользуется. По словам экспертов, пока речь идет о простых случаях типа того, что у человека уже было на руках подтверждение своего статуса ЛБГ. Однако тех, у кого такой справки еще нет, ждут, по-видимому, затяжные бюрократические процедуры, волокита с российскими и иностранными государственными бумагами – и в конце концов, похоже, массовый отсев. И хотя, по идее, на удостоверение могут претендовать люди, которые фактически проживают в России, но не имеют ни ее гражданства, ни паспорта какой-то другой страны, практически доказать последнее почти нереально.
Выдавать удостоверения стали не сразу, «на местах есть сложности с пониманием, как работать с такой категорией граждан», – сказала «НГ» эксперт Форума переселенческих организаций Галина Рагозина. Также многие ЛБГ сами не идут за документами, поскольку процедура предусматривает как финансовые затраты, так и хлопоты с разными справками, например о регистрации по месту пребывания. И, кроме того, заметила она, часть ЛБГ – это судимые и пьющие личности, которых, по сути, устраивает текущее положение. То есть вроде бы выдача таких удостоверений, чего правозащитники и добивались около 20 лет, – это большая подвижка, но целиком проблему безгражданства она не решает. Выходит так, что многие люди с неурегулированным правовым статусом, среди которых и те, кто скорее всего и является, собственно, ЛБГ, либо выпадают из-под действия данного закона, либо должны пройти довольно долгий путь для доказательства того факта, что они действительно ЛБГ. И на таком пути их встречают подчас непроходимые бюрократические преграды.
«Удостоверения, скажем, не смогут получить те, кого другие страны признают своими гражданами, несмотря на то что они уже десятилетия проживают в России, утратили с государствами исхода все связи, имеют просроченные паспорта, в том числе и СССР, либо не имеют вообще никаких документов», – пояснила Рагозина. Так что определение гражданской принадлежности – самая главная дыра в законе, а есть еще и разночтения на местах. Некоторые чиновники убеждены, что человек должен самостоятельно доказывать отсутствие этой принадлежности, но даже если он и предоставляет какую-то справку из иностранного посольства, то миграционные органы РФ часто придираются к оформлению и не хотят ее принимать. А сами посольства в ответ на претензии грозятся и вовсе перестать реагировать на подобные запросы.
По словам председателя исполкома Форума переселенческих организаций Евгения Боброва, получив удостоверение ЛБГ, человек вступает в полноценные социально-гражданские правоотношения: он может получить медполис, официально купить сим-карту или устроиться на работу, а потом претендовать на российское гражданство. Но из-за недоработанности новых норм получить удостоверение удастся далеко не всем, многие «могут так и остаться бесправными и недокументированными». Хотя бы потому, что некоторые страны не спешат с ответами на запросы миграционных органов РФ, на это может уходить от трех до пяти лет, а можно справки и вовсе не дождаться. Еще на стадии законопроекта правозащитники предупреждали власти об этой проблеме, настаивая, что многолетнее бездействие других государств не должно препятствовать легализации находящихся в России фактических изгоев, но эти опасения были проигнорированы. Бобров предполагает, что, «видимо, это невыгодно силовикам, дескать, так можно и пропустить террориста». Он же заметил, что процедура легализации ЛБГ не бесплатная, она обходится в несколько тысяч рублей. К тому же, по словам Боброва, сейчас есть серьезный вопрос: что будет с теми, кто не сможет получить удостоверение? Будут ли их и дальше бессрочно содержать в центрах для иностранцев под видом продолжения работы по установлению личности и гражданства? «К нам по-прежнему поступают обращения, что люди сидят в этих спецприемниках годами, в том числе в ожидании ответа от других стран», – сообщил правозащитник.
Как сказал «НГ» активист КПРФ Бенес Айо – сам политический беженец из Латвии, положение ЛБГ – это, в частности, проблема людей с советским гражданством, которые после распада СССР не сумели получить паспорт ни в одной из бывших его республик. «Закон «О гражданстве РФ» вступил в силу в феврале 1992-го. По нему россиянами стали считаться те, кто на тот момент был прописан на российской территории. А те, кто в этот период переезжал из других республик и оформлял документы, учился за пределами РФ или проходил там военную службу, выпали из-под его действия», – напомнил он. Так как бывшие советские республики принимали законодательство о гражданстве в разное время, то у многих не было и паспорта страны, откуда они ехали, – и таких десятки тысяч. Многие также были лишены гражданства в процессе переоформления паспортов и были вынуждены потом судиться, однако часть из них так и остались без внятного правового статуса. Еще больше тех, кто утратил здесь документы и потом не смог легализоваться. Айо уверен, что из-за плохой демографической ситуации и в связи с нехваткой рабочих кадров власти «должны были бы как можно быстрее выдать удостоверения всем ЛБГ», чтобы затем в ускоренном порядке наделить их и паспортами РФ, особенно тех, кто свободно говорит на русском языке.
Как подчеркнул в беседе с «НГ» доцент кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС Михаил Бурда (бывший сотрудник Федеральной миграционной службы), к сожалению, ряд принимающихся в настоящее время правовых актов, в том числе и федеральных законов, не проходят должного экспертного и общественного обсуждения. Из-за чего «рождающиеся в недрах органов исполнительной власти документы зачастую не учитывают множества практических моментов, которые впоследствии могут проявиться в правоприменительной практике». Закон принимается, все отчитались и довольны, но дальше начинается какая-то мышиная возня, когда каждый мелкий чиновник начинает трактовать положения закона по-своему, считать себя вершителем человеческих судеб. Это в том числе прямой путь к злоупотреблениям и коррупции, заметил эксперт.
Поэтому пока не сложится правоприменительная практика, уверен Бурда, такой разнобой будет продолжаться, будут судебные разбирательства и переписка с органами власти: «И когда до всех дойдет, что закон работает не так, его будут дорабатывать, вносить поправки. А ведь это упущенное время, это люди и их судьбы». По его мнению, нужна прозрачная система оценки кандидата, критерии надо прописать в законе, они должны быть едины и понятны: «Не надо раздавать всем подряд паспорта и иные документы, регулирующие правовой статус иностранца в РФ. Необходимо также учитывать непростые отношения между некоторыми государствами постсоветского пространства. Конфликт на юго-востоке Украины, Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия… Все это затрудняет получение необходимых в соответствии с законом подтверждающих документов по запросам российских органов власти или самих граждан». Он также заметил, что, судя по информации СМИ, один из первых документов ЛБГ был выдан неоднократно судимому уроженцу Таджикистана: «Нужны ли такие люди тут? Почему его два года держали в центре и не депортировали?»
комментарии(0)