Центры общественного наблюдения в прошлом году были организованы по всей стране. Фото с сайта www.opno52.ru
В ходе единого дня голосования (ЕДГ) 2022 года ключевым событием будут полтора десятка губернаторских кампаний, которые пройдут по хорошо отработанной схеме. Между тем на выборах депутатов регионального и местного уровней продолжатся эксперименты. Как политический – сокращение доли партсписков, так и в широком смысле политтехнологический – выигрывать не просто так, а показательно и достоверно. На это и будет направлена дальнейшая настройка института общественных наблюдателей, которым предстоит превратиться в электоральных комиссаров власти.
Полномасштабное применение так называемого общественного наблюдения как альтернативы наблюдению оппозиционному впервые произошло в ходе выборов в Госдуму-2021.
Около полумиллиона человек боролись за имидж этой кампании вовсе не с админресурсом, а с клеветниками, провокаторами и иноагентами.
Эксперимент кураторы выборов из администрации президента признали удачным, но, похоже, решили его продолжить на новом уровне. По прогнозу «НГ», скорее всего уже в ближайшее время институт общественных наблюдателей будет формализован окончательно, прежде всего в избирательном законодательстве, а также в связанных с ним иных нормативных актах. Возможно, это будут кодексы об административных правонарушениях и об административном судопроизводстве и ряд других законов. Таким образом, политтехнологическая составляющая электоральных кампаний будет полностью легитимирована.
Смысл всего этого правового оформления – монополизация процедур наблюдения за выборами, их огосударствление, то есть превращение общественных наблюдателей в неких комиссаров. Они будут уполномочены властями на контроль за всеми выборными процессами – с правом на выдачу своего рода сертификатов об их прозрачности и честности. Иными словами, достоверность итогов того или иного голосования предполагается обеспечивать всеми способами, но в первую очередь, если даже не прежде всего, медийными. На решение той же самой задачи с прошлого года, кстати, нацелены и избиркомы. К функции организаторов выборов добавлена обязанность отстаивать их результаты от оппозиционных интерпретаций, или пресловутого «внешнего вмешательства».
Стоит заметить, что еще в начале 2021 года представители, например, движения «Голос» (признано в РФ иноагентом) и оппозиционных партий сомневались в решимости власти нанести по традиционному независимому, а точнее, протестному наблюдению такие удары, которые загнали бы его в тесную нишу, то есть окончательно маргинализовали. Все эти сомневающиеся ссылались на нормы закона, в котором по-прежнему разрешалось наблюдение от партий и кандидатов. Опыт общественного, а скорее – провластного наблюдения в ходе всероссийского голосования по поправкам к Конституции в 2020-м был признан не более чем временной флуктуацией. Однако уже ближе к старту думской кампании выяснилось, что, скажем, ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) и все общественные палаты страны стали по поручению власти единым оператором медийного противодействия тому же «Голосу» и прочим разоблачителям электоральных нарушений.
И вот теперь председатель НОМа Александр Брод заявляет, что в прошедшем году наконец создана «инфраструктура электорального общественного контроля»: штабы по наблюдению за выборами, центры видеонаблюдения, координационные советы с участием партий и различных структур гражданского общества. Напомним, что под те же центры видеонаблюдения, где контроль за ходом голосования проводится на глазах у всех, а значит, как бы максимально достоверно, Центризбирком специально изменил соответствующие нормативные документы. После чего последовала массированная кампания по обвинению властей в намеренной ликвидации прежней системы видеонаблюдения, а стало быть, в желании скрыть предстоящие фальсификации.
По словам Брода, активистов общественного наблюдения можно назвать «санитарами выборов». Однако если даже поверхностно промониторить информационные ресурсы того же НОМа, то станет понятно, что эти активисты хотят стать скорее «санитайзерами», то есть получить полномочия, которые позволят им и электоральные процедуры защищать более жестко, и свой статус повысить действительно до комиссарского. Скажем, предлагается все-таки юридически оформить права и обязанности мобильных юридических групп, которые по первой же тревоге выезжают на разбор избирательных происшествий. После чего они чаще всего сообщают о недоразумениях либо откровенных фейках. Также планируется поручить общественным наблюдателям работу с блогерами, которых нанимают для хорошего пиара в ходе выборов.
Еще одна группа идей, предполагающихся к рассмотрению в администрации президента, касается отбора и обучения будущих общественных наблюдателей. Если сказать коротко, то, очевидно, будут введены в практику предварительные тесты на лояльность, а подготовка будет проходить и психологическая – для повышения стрессоустойчивости. И хотя прямого финансирования таких наблюдателей со стороны государства вроде бы не будет, их, видимо, приравняют к членам участковых комиссий, которых спокойно отпускают с работы на выборы.
комментарии(0)