Депутат Госдумы Павел Крашенинников защитил законопроект от сотен поправок. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» 9 декабря был принят Госдумой во втором чтении с важными дополнениями. Окончательное голосование намечено на 14-е число, но есть вероятность, что в тексте появятся еще какие-то поправки. Россия точно становится еще более централизованным государством, поскольку единая система управления им будет только в руках его главы. При этом дефедерализацию страны решено дополнить департизацией регионов. Выборы по спискам там отменят, оппозиционных депутатов загонят в отдельную нишу. Лозунг преобразований – чем больше полномочий у президента, тем лучше гражданам.
Завершающее голосование во втором чтении показало, что законопроект сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова был поддержан, в общем-то, лишь «Единой Россией». Результат – 332 голоса «за», 87 «против» при двоих воздержавшихся говорит о том, что основная часть остальных четырех фракций нижней палаты не была удовлетворена отредактированным текстом.
И действительно, дискуссия в Госдуме 9 декабря была проведена по принципу «здесь играем, здесь – не играем, тут – рыбу заворачивали». Иными словами, логика рассуждений и решений думского большинства каждый раз менялась в ту сторону, которая была более удобной. Например, запрет главам субъектов РФ называться президентами – это вполне допустимое положение, федеральный Центр имеет право устанавливать нормы, общие для всех субъектов РФ. Когда же речь зашла о поправке, которая убирает обязательную квоту в 25% для партсписков на выборах заксобраний, то это, дескать, другое: регионы должны иметь возможность для самостоятельного регулирования. Так что они могут проводить выборы только по одномандатным округам.
По той же логике «тяни-толкая» данная поправка была проинтерпретирована так, что она, мол, не имеет отношения к избирательному законодательству. Поэтому когда оппозиционеры разных мастей хотели воспользоваться поводом, чтобы отменить или хотя бы ослабить муниципальный фильтр, зафиксировать обязательность прямых выборов мэров, установить ограничения по количеству переизбраний губернаторов и пр., то Крашенинников им отвечал коротко и однообразно: выборные законы сегодня не затрагиваем.
Стоит отметить, что департизация региональной законодательной власти была сформулирована хитро и крайне неопределенно. «Законом субъекта РФ может предусматриваться количество депутатов законодательного органа, которые избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством РФ о выборах» – так выглядит эта поправка, корявая как с точки зрения русского языка, так и юридической техники. Но рассогласование существительных с прилагательными – это еще не самая главная беда. Основное – это правовая неопределенность, закладываемая данной нормой, и потенциальное нарушение равенства прав граждан. В каких-то регионах им почему-то разрешат голосовать на выборах за партии, а в каких-то – по неким причинам не позволят.
Кстати, представителей оппозиционных партий, то есть практически всех, кроме ЕР и пары ее сателлитов, которые все равно будут прорываться в региональные парламенты через одномандатные округа, ждет незавидная участь. К примеру, столь любимые коммунистами встречи депутатов с избирателями можно будет проводить только в соответствии с законом о митингах, то есть направлять предварительную заявку и ожидать ее согласования властями. А еще оппозиционерам не будет гарантировано хотя бы по одному руководящему месту в заксобраниях, то есть оплачиваемой должности. При этом в более жестком виде описан механизм подчинения даже депутатов на общественных началах всему своду антикоррупционного законодательства и прочих ограничений. Соответственно облегчено и решение вопросов об изъятии у оппозиционного меньшинства депутатских мандатов по решению большинства.
Тем не менее ключевой частью закона Клишаса–Крашенинникова, конечно, являются не эти приступы обострения политической целесообразности, а общий настрой на ускоренную дефедерализацию страны. Любопытно при этом, что усиление президента РФ в отношении всех звеньев будущей единой системы публичной власти объясняется заботой о гражданах и их интересах, которые, дескать, нижестоящими госструктурами часто игнорируются. Короче говоря, лозунг преобразований прост – чем больше полномочий у Владимира Путина, тем людям только лучше. «Царь хороший, да только бояре подкачали» – это стародавнее представление населения о сути российской власти, но теперь последняя, похоже, намерена сделать это главной управленческой технологией.
комментарии(0)