0
5382
Газета Политика Печатная версия

09.12.2021 20:10:00

Оппозиция не вписывается в единую систему публичной власти

Госдума дополнила закон о дефедерализации страны решениями по департизации регионов

Тэги: дефедерализация, закон, департизация, регионы, публичная власть, оппозиция


дефедерализация, закон, департизация, регионы, публичная власть, оппозиция Депутат Госдумы Павел Крашенинников защитил законопроект от сотен поправок. Фото с сайта www.duma.gov.ru

Проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» 9 декабря был принят Госдумой во втором чтении с важными дополнениями. Окончательное голосование намечено на 14-е число, но есть вероятность, что в тексте появятся еще какие-то поправки. Россия точно становится еще более централизованным государством, поскольку единая система управления им будет только в руках его главы. При этом дефедерализацию страны решено дополнить департизацией регионов. Выборы по спискам там отменят, оппозиционных депутатов загонят в отдельную нишу. Лозунг преобразований – чем больше полномочий у президента, тем лучше гражданам.

Завершающее голосование во втором чтении показало, что законопроект сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова был поддержан, в общем-то, лишь «Единой Россией». Результат – 332 голоса «за», 87 «против» при двоих воздержавшихся говорит о том, что основная часть остальных четырех фракций нижней палаты не была удовлетворена отредактированным текстом.

И действительно, дискуссия в Госдуме 9 декабря была проведена по принципу «здесь играем, здесь – не играем, тут – рыбу заворачивали». Иными словами, логика рассуждений и решений думского большинства каждый раз менялась в ту сторону, которая была более удобной. Например, запрет главам субъектов РФ называться президентами – это вполне допустимое положение, федеральный Центр имеет право устанавливать нормы, общие для всех субъектов РФ. Когда же речь зашла о поправке, которая убирает обязательную квоту в 25% для партсписков на выборах заксобраний, то это, дескать, другое: регионы должны иметь возможность для самостоятельного регулирования. Так что они могут проводить выборы только по одномандатным округам.

По той же логике «тяни-толкая» данная поправка была проинтерпретирована так, что она, мол, не имеет отношения к избирательному законодательству. Поэтому когда оппозиционеры разных мастей хотели воспользоваться поводом, чтобы отменить или хотя бы ослабить муниципальный фильтр, зафиксировать обязательность прямых выборов мэров, установить ограничения по количеству переизбраний губернаторов и пр., то Крашенинников им отвечал коротко и однообразно: выборные законы сегодня не затрагиваем.

Стоит отметить, что департизация региональной законодательной власти была сформулирована хитро и крайне неопределенно. «Законом субъекта РФ может предусматриваться количество депутатов законодательного органа, которые избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством РФ о выборах» – так выглядит эта поправка, корявая как с точки зрения русского языка, так и юридической техники. Но рассогласование существительных с прилагательными – это еще не самая главная беда. Основное – это правовая неопределенность, закладываемая данной нормой, и потенциальное нарушение равенства прав граждан. В каких-то регионах им почему-то разрешат голосовать на выборах за партии, а в каких-то – по неким причинам не позволят.

Кстати, представителей оппозиционных партий, то есть практически всех, кроме ЕР и пары ее сателлитов, которые все равно будут прорываться в региональные парламенты через одномандатные округа, ждет незавидная участь. К примеру, столь любимые коммунистами встречи депутатов с избирателями можно будет проводить только в соответствии с законом о митингах, то есть направлять предварительную заявку и ожидать ее согласования властями. А еще оппозиционерам не будет гарантировано хотя бы по одному руководящему месту в заксобраниях, то есть оплачиваемой должности. При этом в более жестком виде описан механизм подчинения даже депутатов на общественных началах всему своду антикоррупционного законодательства и прочих ограничений. Соответственно облегчено и решение вопросов об изъятии у оппозиционного меньшинства депутатских мандатов по решению большинства.

Тем не менее ключевой частью закона Клишаса–Крашенинникова, конечно, являются не эти приступы обострения политической целесообразности, а общий настрой на ускоренную дефедерализацию страны. Любопытно при этом, что усиление президента РФ в отношении всех звеньев будущей единой системы публичной власти объясняется заботой о гражданах и их интересах, которые, дескать, нижестоящими госструктурами часто игнорируются. Короче говоря, лозунг преобразований прост – чем больше полномочий у Владимира Путина, тем людям только лучше. «Царь хороший, да только бояре подкачали» – это стародавнее представление населения о сути российской власти, но теперь последняя, похоже, намерена сделать это главной управленческой технологией. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Оппозиция готовится к потере части мандатов в Госдуме

Оппозиция готовится к потере части мандатов в Госдуме

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Центризбирком поставил на апрель утверждение схемы одномандатных округов

0
1170
1. Алексей Навальный* умер в колонии

1. Алексей Навальный* умер в колонии

Несистемная оппозиция осталась без своего самого известного деятеля

0
1199
4. Иноагентов превратили в «негодяев» в соответствии с законами

4. Иноагентов превратили в «негодяев» в соответствии с законами

Год начался и завершился запретами и ограничениями для нелояльных

0
1875
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
1365

Другие новости