Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Совет нижней палаты 6 декабря принял решение провести 9-го числа, в четверг, второе чтение законопроекта сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Подготовленные поправки в настоящее время размещаются в базе ГД – и из них становится ясно, что какой-либо существенной редактуры документ не претерпел. Например, как и ожидалось, у регионов забирают право именовать своих руководителей президентами, а свои парламенты – Думами и Госсоветами. Но главное, конечно, сохраняется принцип вертикальности публичной власти, на вершине которой находится президент РФ.
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству также 6 декабря одобрил ко второму чтению как принимаемые поправки, так и отвергаемые в связи с их несоответствием концепции законопроекта о единой системе публичной власти в РФ.
Председатель профильного комитета ГД Павел Крашенинников при этом сообщил, что поправок поступило достаточно много. Однако из его слов стало понятно, что из них было одобрено лишь незначительное количество. В частности, была поддержана поправка, внесенная Крашенинниковым и председателем Госдумы Вячеславом Володиным, которая допускает возможность 30-дневной рассылки проектов законов в регионы для получения отзывов. Первоначально предполагалось сократить этот срок до 15 дней – и регионы поняли, что их могут фактически лишить права хотя бы на обсуждение федеральных законопроектов. «Мы согласились, что в качестве общего правила можно установить срок рассылки для получения отзывов в 30 дней, но регламентом Госдумы в случае необходимости может быть предусмотрено и 15 дней», – пояснил Крашенинников. Нетрудно предположить, что острые инициативы будут проходить в основном в ускоренном порядке.
Другой рекомендованной поправкой является норма о том, что в законе должны быть прописаны все полномочия субъектов РФ в исчерпывающем объеме. Принято и предложение Мособлдумы дать региональным властям право делать предупреждения, выговоры и представления об оставке в адрес муниципальных глав, то есть сделать зеркальное положение по отношению к тем полномочиям, которые предоставляются президенту РФ. И понятно, что главенствующая роль последнего на вершине управленческой вертикали остается неизменной.
Впрочем, никакого сомнения на этот счет ни у кого и не было, различные предположения высказывались о том, как реально будет происходить формирование пресловутой публичной власти. Ряд регионов между тем уже начал реформирование своей системы – явно по настоятельной рекомендации федерального Центра. Кремлевские администраторы хорошо представляют себе, какая начнется неразбериха после вступления закона в силу. Напомним, что немалая часть его ключевых положений заработает, видимо, с начала следующего года.
Именно поэтому, скажем, в Астраханской области отменяют безусловное правило прямых выборов глав муниципальных районов, а в Ростовской области проводят эксперимент с урезанием финансовых полномочий местного самоуправления того же уровня. Теперь губернатор и заксобрание данного субъекта РФ будут доводить деньги до поселений напрямую. Эффективность такого подхода сомнительна, но соображения полной управляемости и подконтрольности муниципалов, очевидно, являются приоритетными.
комментарии(0)