Коммунист покаялся в случайном расстреле лося. Кадр из видео с канала Валерия Рашкина на YouTube
В КПРФ подчеркивают, что речь идет о лишении депутата Валерия Рашкина неприкосновенности только для следственных действий. В ночь на 18 ноября он публично признался в незаконной охоте по недоразумению, хотя не исключил провокации и мести за оппозиционную деятельность. На том стоят и его коллеги по фракции. Однако руководству партии уточненная версия Рашкина свяжет руки, отметили эксперты, акции протеста и апелляции к президенту исключены. Генпрокуратура уже внесла представление на коммуниста за расстрел лося, большинство Госдумы готово документ поддержать.
Показательно, что официальный сайт КПРФ тему борьбы за Рашкина, по сути, игнорирует. Есть лишь краткое заявление координатора фракции Николая Коломейцева: в снятии неприкосновенности необходимости нет.
Сам подозреваемый по делу о незаконной охоте в ночи опубликовал на YouTube видеообращение, в котором во всем признался, но подчеркнул, что пал жертвой стечения обстоятельств, среди которых была и политическая провокация. Напомним, что 17 ноября в Госдуму как раз и поступило ходатайство Генпрокуратуры о лишении Рашкина депутатской неприкосновенности.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов вступился за коллегу в радиоэфире: «Я не вижу никакой необходимости снимать с него неприкосновенность. Просто сводят счеты с партией, которая набрала много голосов!» Дескать, Рашкин на охоту к своим друзьям 20 лет ходил, и обычно все было нормально. «Я абсолютно уверен, что они брали эту лицензию. Куда она пропала? Что случилось на самом деле?» – риторически восклицал Зюганов. Между тем ранее сообщалось, что в Компартии проводится внутреннее расследование, однако его результаты так и не были опубликованы. «НГ» поинтересовалась у коммунистов, какую линию защиты предполагается выстроить, если она, конечно, вообще возможна.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов подтвердил «НГ», что действительно пока снятие иммунитета по требованию Генпрокуратуры будет частичным – только на время проведения следственных действий. Он заявил, что внутрипартийное расследование выявило главное: «Против Рашкина была проведена провокация». «В стране охота пока разрешена. Обычно на охоте у кого-то одного есть разрешение на охоту в группе. Рашкина заверили, что с лицензией все в порядке, а потом этот человек просто исчез, но внезапно появились правоохранители. Ясно, что это спецоперация по дезактивации оппозиционного депутата. Ясно, что это политическая месть за оппозиционную активность», – подчеркнул Обухов. По его словам, фракция и партия будут защищать Рашкина, сейчас есть два направления – юридическое и политическое. При этом он отметил, что шансы отстоять Рашкина не очень большие: «ЕР и ЛДПР ясно дали понять, что будут голосовать за снятие неприкосновенности, а это депутатское большинство. Но мы будем бороться за Рашкина до последнего».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что частичное лишение депутата иммунитета – это стандартная процедура, опробованная много раз. «Поскольку речи не идет ни о тяжком преступлении, ни об опасности для общества, то депутата лишают неприкосновенности постепенно: сперва на время следствия, допросов и т.д., потом на время суда, а потом уже по приговору. Но дело в том, что если дают условный срок или даже штраф, то все равно любой обвинительный приговор лишает депутата возможности исполнять полномочия», – подчеркнул эксперт. По его мнению, в деле Рашкина есть две развилки: дойдет ли дело до суда или нет, будет ли приговор оправдательным или нет. Если нет, то какое тогда будет наказание. Что касается первой развилки, то, заметил Макаркин, судя по происходящему и имеющемуся набору улик, до суда дело дойдет. Что касается второй, то хотя вероятность реального срока не очень велика, то есть Рашкина вряд ли посадят, но после признания, пусть и со смягчающими обстоятельствами, оправдательный приговор практически исключен.
«После вступления приговора в силу депутат теряет свой мандат, пример – депутат-коммунист из Мосгордумы Олег Шереметьев. Конечно, партия будет бороться за Рашкина, иначе она будет плохо смотреться: окажет юрпомощь, сделает заявления в защиту, на суде предоставит положительные характеристики. Но защита партии будет умеренной, то есть президента за Рашкина руководство партии вряд ли будет просить, да и акций протеста ждать не стоит», – предположил Макаркин. По его мнению, коммунисты не публикуют результаты своего расследования потому, что и «доверчивый Рашкин» выглядит в этой истории уязвимо, и у них самих нет доказательств «провокации», да и сам депутат сначала говорил одно, а потом другое. «Факт лжи для политика крайне невыгоден, от этого он, возможно, пострадал даже больше, чем от охоты», – заметил эксперт. Так что возможность сохранения мандата депутатом Рашиным становится все менее реалистичной. Но имиджево КПРФ от этой истории не сильно пострадает – и ядерный, и общепротестный электорат продолжат голосовать за партию: «Поэтому для партии не столь важно, останется ли Рашкин депутатом. Но сам он понес имиджевой урон. Несмотря на популярность у советской и нынешней элиты, для граждан – как молодежи, так и людей среднего и старшего поколений, охота становится все более социально неодобряемым занятием». Причем урон Рашкин терпит в глазах именно ядерного электората, поскольку он сразу не повинился перед партией. Со стороны же общепротестного электората есть убеждение, что «власть таким образом избавляется от неугодного депутата».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подтвердил «НГ», что Рашкин, меняя показания, «сам создает проблемы для партийной защиты»: «Эта история уже сыграла свою роль. Рашкин имиджево потерял, КПРФ тоже оказалась в неудобном положении. Но своих, как известно, не бросают – и Зюганов, и партия будут до конца защищать Рашкина. Остальное зависит уже не от них». А вот дальше события могут развиваться по-разному, пояснил эксперт. «Он может продолжить быть депутатом, но это не точно. Для КПРФ же нет проблем заменить Рашкина на другого, но тогда в этом увидят слабость коммунистов. Их и так постоянно обвиняют, что они не могут или не хотят защищать своих: Левченко, Грудинина, Бессонова и т.д. То есть остающийся в депутатах, но смиривший свою активность Рашкин – это все-таки выгоднее в сухом остатке для КПРФ, чем «мертвый герой». Если они отстоят Рашкина, то это покажет силу и значимость партии», – отметил Калачев.
***
За тем, как развивается «лосегейт» следили и авторы российских общественно-политических Telegram-каналов. «Коммунисты выставляют Рашкина жертвой политпреследования, - уверен «Темник». Возможно, они и хотели бы сказать иначе, но не могут. Сейчас КПРФ стала заложником своего же нарратива «мы под постоянной атакой врагов». Его изрядно накачали энергией за последнее время. Поэтому признание Рашкина браконьером выглядело бы как «сдача своего» в глазах ядерной аудитории коммунистов».
«Вещественные доказательства по делу (разделанная туша лося, оружие, патроны, стреляные гильзы) таковы, что от показаний Рашкина мало что зависит, - полагают авторы канала «Мюсли вслух». - Оптимальной линией защиты выглядят чистосердечное раскаяние и поиск смягчающих обстоятельств. Однако коммунисты не ищут лёгких путей».
комментарии(0)