0
5492
Газета Политика Печатная версия

25.10.2021 19:43:00

Татарстан выступил против единой системы публичной власти

Госсовет не согласился с переименованием президента республики и изменением своего названия

Тэги: татарстан, госсовет, закон, публичная власть


татарстан, госсовет, закон, публичная власть Власти Татарстана солидарно выказали негативное отношение к процессам по дефедерализации страны. На фото: справа - прездент РТ Рустам Минниханов, третий справа - спикер Госсовета Фарид Мухаметшин. Фото с сайта президента республики Татарстан

На заседании Госсовета Республики Татарстан (РТ) ее власти показали свое консолидированное неудовольствие по актуальному политическому вопросу. Например, парламент единогласно рекомендовал Госдуме не принимать закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», в котором есть норма о переименовании всех органов власти регионов на общий манер. То есть президент РТ должен стать просто главой республики, а сам Госсовет – сменить название, чтобы не иметь схожести с федеральной структурой. Между тем единая система публичной власти – это закрепленная в Конституции РФ личная инициатива президента Владимира Путина. Стало быть демонстрация этакой самостийности адресована именно ему.

26-е заседание Госсовета открылось 25 октября в присутствии президента РТ Рустама Минниханова, премьера Алексея Песошина, ряда членов правительства и других приглашенных. Формально это вроде бы связывалось с запланированным голосованием в первом чтении за бюджет РТ на 2022 год. Правда, сам этот пункт повестки значился вовсе не под первым номером. Впереди был вопрос об отношении Татарстана к проекту федерального закона, внесенного в Госдуму сенатором Андреем Клишасом и депутатом Павлом Крашенинниковым. Региональный парламент должен был проголосовать за собственное заключение к первому чтению данного документа, которое намечено уже на 9 ноября.

Как сообщил на заседании глава комитета по госстроительству Альберт Хабибуллин, в Госсовете для подготовки заключения была создана специальная рабочая группа, она собиралась неоднократно. Таким образом, все его дальнейшие заявления следовало считать неким общим мнением. Хабибуллин заметил, что проект Клишаса–Крашенинникова, конечно, вытекает из поправок к Конституции РФ 2020 года: «В законопроекте находят свое развитие конституционные основы единства публичной власти, совершенствуется механизм взаимодействия органов публичной власти в субъектах, последовательно излагаются нормы, касающиеся полномочий регионов по предметам совместного ведения». Вместе с тем «отдельные положения законопроекта противоречат основам конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства».

Это было серьезное высказывание против принятия законопроекта в имеющейся концепции, чему были даны и дополнительные пояснения.

Дескать, предложенная редакция отходит от установления общих принципов правового регулирования деятельности органов госвласти субъектов РФ, детально регламентируя вопросы формирования их системы, а именно: «Предлагается унифицировать наименования должности высшего должностного лица, органов госвласти субъектов РФ, установить единственно возможные сроки полномочий региональных парламентов и высшего должностного лица». Именно такие нормы действительно заложены в проекте, они как бы и отвечают содержанию вводимого принципа единой системы публичной власти. Так что президенту РФ придется переименовываться в главу РТ, а самому Госсовету – просто в парламент или, если будет позволено, назваться каким-нибудь курултаем.

На Госсовете РТ прозвучало удивление тому, что федеральный Центр хочет диктовать регионам правила не только в сфере совместного ведения, но и по отношению к области их собственных полномочий. Заметили парламентарии и тот факт, что им сильно затрудняют работу по анализу федеральных законопроектов, сокращая сроки подачи как аналогичных понедельничному заключений, так и поправок ко вторым чтениям. В итоге была проголосована резолюция «не поддерживать» инициативу Клишаса–Крашенинникова, то же самое рекомендуется и депутатам Госдумы от Татарстана. При этом Хабибуллин выступил против проведения дискуссии по тезисам заключения, в чем получил поддержку председателя Госсовета Фарида Мухаметшина. Тот заметил, что парламентариям еще не раз придется высказываться по этому закону.

Однако некий обмен мнениями, похоже, состоялся, более того, очевидно, прозвучали достаточно радикальные заявления. Вроде того, что Кремль зачем-то заменяет общие принципы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, которые «с грехом пополам регламентировали федеральное устройство нашего государства». Мухаметшин был вынужден на это отреагировать таким образом: «Не хотел эту тему сейчас поднимать. Уже в перерыве заседания начали поступать звонки, и газеты пишут. Сути не поняли. Не оттого, что меняется название высшего должностного лица… Этот законопроект в корне влезает в полномочия субъектов РФ, нарушая действующие нормы Конституции России, нас заставляет нарушать эти нормы». По его словам, «хочется верить, что сегодняшняя настороженность парламента республики и отклонение представленного законопроекта позволит внести в него существенные изменения».

Реализация такого прогноза, однако, маловероятна, законопроект Клишаса–Крашенинникова в результате всех парламентских процедур может быть только расширен и углублен, а в целом – ужесточен по отношению к правам и полномочиям субъектов РФ. Именно эта концепция той инициативы, с которой в прошлом году выступил Путин и которая затем была включена в Конституцию и частично уже отражена в действующем законе о федеральной территории «Сириус». Регионам в подчинение де-факто отдается местное самоуправление, а сами они подчиняются федеральному Центру в той мере, которую он и определит. Возможно, сейчас власти РТ намекают Кремлю, что они хотели бы лишь проведения отдельных с ним переговоров. По типу того, что Татарстан единственный из регионов имел отдельный договор с РФ. Недаром комментариев от Минниханова пока нет, неизвестно и то, какое заключение направило в Госдуму правительство Татарстана. По закону, в том случае, если мнения ветвей властей региона разделились, то считается, что никакого заключения от него и не поступило. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Екатерина Трифонова

Единая государственная политика в сфере миграции не просматривается

0
2771
Гагаузия обсуждает возвращение статуса независимой республики

Гагаузия обсуждает возвращение статуса независимой республики

Светлана Гамова

На предстоящем съезде депутаты автономии рассмотрят варианты защиты от давления со стороны Кишинева

0
3620
Госдума грозится совсем разорить иноагентов

Госдума грозится совсем разорить иноагентов

Иван Родин

На спецсчета с ограниченным доступом переведут все внутрироссийские доходы

0
2582
Цифровизация КоАП не обойдется без проблем

Цифровизация КоАП не обойдется без проблем

Екатерина Трифонова

На примере судов техническая оснащенность других госорганов тоже вызывает сомнения

0
2129

Другие новости