Руководство КПРФ отказалось от послевыборных протестов в знак протеста против полицейского давления на партию. Фото с сайта www.kprf.ru
КПРФ 3 октября провела в Москве у Дома правительства мемориальную акцию по событиям 3–4 октября 1993 года. Заявленная на 2 октября встреча с депутатами Госдумы по результатам выборов официально отменена, анонсов на следующие выходные тоже нет. Также стало известно, что коммунисты подведут итоги кампании и примут некую стратегию борьбы на очередном пленуме ЦК только 23 октября. Эксперты расшифровывают: общепротестный электорат сделал свое дело, теперь левым надо восстанавливать отношения с властью.
В связи с исторической акцией 3 октября вместо встречи 2-го числа депутат Мосгордумы от КПРФ Павел Тарасов уточнил, что речь вовсе не идет о приостановке протестной деятельности в целом.
Коммунисты дают понять, что, мол, просто два выхода на улицу подряд сложно организовать. Между тем, как и прогнозировала «НГ», акции протеста по итогам выборов закончились раньше, чем власти успели лишить депутатской неприкосновенности хотя бы одного из депутатов Госдумы от КПРФ (см. «НГ» от 26.09.21). Давление на партию Геннадия Зюганова в последнюю неделю действительно было жестким, под него попали около сотни человек, которых привлекли к ответственности как за выступления на Пушкинской площади 20 и 25 сентября, так и за поддерживающие посты в соцсетях. Причем исключением не стали и кандидаты, и даже избранные депутаты Госдумы. Самым же показательным стало административное дело против главы фракции КПРФ в Мосгордуме Николая Зубрилина: суд воспринял ходатайство защиты о том, что раз у него статус кандидата в депутаты Госдумы сохраняется до 10 октября, то его нельзя наказывать без санкции прокуратуры, но обращаться за ней не стал.
Именно поэтому акцию против итогов выборов 2 октября, анонсированную как встреча с депутатами ГД от КПРФ, руководство партии и решило спешно отменить, а вовсе не из-за неких организационных сложностей. И теперь не совсем понятно, что коммунисты будут делать дальше кроме совещаний и грозных заявлений. Более того, стало известно, что принято решение продолжить анализ избирательной кампании, определить дальнейшие задачи партии на очередном пленуме ЦК КПРФ 23 октября. То есть даже не случилось попытки собрать внеочередной пленум или хотя бы приблизить первоначальную дату к нынешним событиям. То есть у партии нет ни стратегического, ни тактического ответа на вопрос, как она намерена протестовать или хотя бы защищать своих активистов? А ведь это нужно знать в том числе и общепротестному электорату, который на недавних выборах в основном высказался за левых. Заметим при этом, что еще в начале кампании КПРФ через свои же соцопросы выявила, что ядерная поддержка снизилась до минимума, так что вся надежда на «рассерженных горожан». И возникает такое впечатление, что жесткие действия властей против коммунистов – это в том числе и некий назидательный урок общеоппозиционному избирателю на тот счет, что не надо искать себе кумира среди системных партий.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ»: «Вряд ли КПРФ хотят совсем задавить, скорее всего цель – вернуть ее в электоральную резервацию, сделать партию гиперлояльной и управляемой, потому что Кремлю видится определенная угроза для будущего. КПРФ последняя партия, имеющая собственную автономию и при этом парламентская. Руководство же КПРФ желает только двух вещей: сохранить партию и получать мандаты». Эта тактика отработана еще с 1996 года: заявления с парламентской трибуны, иски в суды, иногда акции протеста. По словам Калачева, «за власть КПРФ не борется, она борется только за влияние на власть – и сейчас руководство отыграло назад в послевыборных протестах, поскольку союз с несистемной оппозицией коммунистам не особенно нужен до следующих выборов». Затем под предлогом отказа от участия в дестабилизации обстановки постепенно отойдут и от общепротестного электората: будет дано понять, что все свободны. По мнению эксперта, особой стратегии у КПРФ нет, партия в основном живет за счет тактики. Поскольку с протестными голосами на выборах вопрос решен, теперь КПРФ поищет возможности договориться с властью о сглаживании конфликта и успокоении ситуации. «И, конечно, со стороны власти общепротестному электорату дается четко понять, что нет такой оппозиционной силы, на которую вы могли бы рассчитывать и опереться, ваши голоса пропали, вы дураки, что голосовали за КПРФ», – заявил «НГ» Калачев.
Однако первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что пока сигнал посылается не столько общепротестному избирателю, сколько, наоборот, руководству КПРФ и лично Зюганову. Смысл в том, что у его людей иммунитета на оппозиционную деятельность нет, КПРФ должна оставаться системной и нишевой партией, то есть побольше апеллировать к истории и поменьше – к актуальной политической повестке. «Для Кремля было бы приемлемо, если бы коммунисты продолжали ходить с серпами и молотами, ругать Ельцина и отказываться от сотрудничества с другими оппозиционными силами. Но пределы возможного для КПРФ постепенно меняются, это связано даже не с радикализацией, а естественным уходом ядерного электората КПРФ, когда для сохранения своих перспектив партия вынуждена работать с общепротестным избирателем. Власть это не устраивает, но и КПРФ понимает, что ниша, в которую пытаются затолкать партию, слишком маленькая. То есть для партии это путь в тупик, что и доказал 2016 год, когда КПРФ получила только 42 мандата», – напомнил эксперт. Именно поэтому за последние пару лет изменился характер предвыборной кампании КПРФ. Но получается, что партию тянут в две стороны: оппозиционная часть кентавра – это активисты, они считают, что коммунисты должны быть жестче и радикальнее, а провластная часть – это руководство партии, оно считает, что, наоборот, нужно быть лояльнее. Поэтому КПРФ ищет пределы возможностей, именно поэтому, чтобы избежать лишних эмоций, пленум и назначен только на конец октября. КПРФ в разряд несистемной оппозиции переходить точно не собирается, так что расчет делается на то, что в конце октября тема выборов постепенно начнет уходить в прошлое. А потом можно будет провести акцию на 7 ноября. Что же касается сотрудничества с несистемной оппозицией, то свою задачу по «умному голосованию» КПРФ решила: «У коммунистов есть богатый опыт 2011 года, когда она тоже набрала очки на общепротестном голосовании и получила 92 мандата. Поэтому сейчас КПРФ будет постепенно локализовать протесты, чтобы избежать прямого столкновения с властью, но сохранить в общих чертах поддержку в общепротестных слоях», – считает Макаркин.
комментарии(0)