0
3572
Газета Политика Печатная версия

29.09.2021 20:06:00

Половинчатая тактика Компартии

С противниками ведут торг о должностях, а избирателям демонстрируют протест

Тэги: выборы, электронное голосование, нарушения, яблоко, кпрф


выборы, электронное голосование, нарушения, яблоко, кпрф Общеоппозиционный комитет за отмену ДЭГ поделился планами будущей борьбы. Кадр из видео с канала «Росбалт» на YouTube

Кандидаты от КПРФ и «Яблока», несогласные с итогами дистанционного электронного голосования (ДЭГ) по Москве, обещают разработать меры противодействия онлайну. Среди них параллельная система учета реальных участников ДЭГ и их волеизъявления. Коммунисты 29 сентября подали 31 иск. Это претензии не столько к «электровыборам», сколько ко всей кампании. Левые показывают протестному электорату свою оппозиционность, а в Госдуме участвуют в распределении постов, то есть де-факто соглашаются с результатом.

Комитет за отмену ДЭГ, созданный коммунистами и яблочниками, с одной стороны, продолжает заявлять требование об отмене онлайн-выборов, а с другой – обещает разработать альтернативную систему подсчета «электроголосов». Этим они как будто подчеркивают, что дело в недовольстве результатами.

«С помощью ДЭГ и массовых нарушений у нас фактически отнято право на участие в политической жизни. Итоги выборов фактически переломлены», – подчеркнул секретарь московского горкома Денис Парфенов, который тем не менее через партсписок стал депутатом Госдумы восьмого созыва. Экс-кандидат от «Яблока» Марина Литвинович, говоря о планах по борьбе с ДЭГ, высказала идею создать параллельную блокчейн-систему для контроля за официальным «электроголосованием». Правда, заметила она, это еще надо обсудить и с коллегами по комитету, и с программистами.

Из более очевидных планов комитета можно отметить подачу 30 сентября в ЦИК РФ петиции, подписанной более 10 тыс. депутатами разного уровня и наблюдателями. Коммунисты же подчеркивают, что они ведут борьбу и в судах, и на площадях. По поводу последних, правда, 29-го числа жестко высказалась столичная полиция, пообещав, что будет неуклонно пресекать незаконные, по мнению правоохранителей, акции. Формально считать таковыми встречи депутатов Госдумы с гражданами – это противоречить целому ряду законов, но и сами эти встречи противоречат уже другим нормативным актам, например, о санитарно-эпидемиологических ограничениях. Короче говоря, все дело в интерпретации правовых норм, а в этом деле всегда сильнее власть, особенно если оппозиция не может подтвердить свою правоту массовым протестным движением. КПРФ этого пока не может, а потому информационное противоборство с властью, судя по всему, будет идти через подсветку судебных тяжб, если, конечно, таковые вообще состоятся. Дело в том, что 31 иск, поданные как от кандидатов, так и от всей партии, – это скорее серия политических заявлений, чем юридических претензий.

Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев сказал «НГ», что «горький опыт показывает: какие бы конкретные доказательства нарушений ни были приведены, решения судов всегда одинаковое – «нарушение имело место быть, но на конечный результат выборов не повлияло». Решения судов по политическим вопросам – всегда тоже сугубо политические, а не юридические, подтвердил он, заметив, что вполне допускает поступление сверху сигнала и вовсе не принимать иски КПРФ к рассмотрению.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что действия комитета за отмену ДЭГ вряд ли окажутся эффективными, хотя сама по себе эта структура по объединению разных отрядов оппозиции и является неплохой задумкой. «Петиции, требования, иски в суд и законопроекты хороши для создания информповодов, но без поддержки десятков, сотен тысяч или миллионов участников митингов протеста они будут малоэффективны», – подчеркнул эксперт. А вот идея Литвинович о параллельной системе не так удачна: «Во-первых, либо вы требуете отмены ДЭГ, либо выбираете соглашательскую позицию – и тогда уже говорите о контроле. Но нельзя протестовать наполовину, половинчатость ослабляет протестный посыл. А во-вторых, айтишники в нынешних условиях политического давления вряд ли согласятся сотрудничать с оппозицией».

Однако КПРФ в настоящий момент как раз впала в такую половинчатость, впрочем, вполне для нее характерную. Например, под разговоры о продолжении или даже ужесточении борьбы с нечестными «электровыборами» на Охотном ряду фракция коммунистов участвует в консультациях по разделу постов в Госдуме, то есть фактически соглашается с результатами того же ДЭГ. Хотя Калачев все-таки отметил, что политические иски в суды против выборов, конечно, не являются некой договоренностью с властью, это стандартная поствыборная технология: «Важно показать борьбу, протест, а не результат, которого в нынешней системе трудно добиться. Коммунисты укрепляют себя в звании главной оппозиционной партии».

Комментируя предложение об альтернативном ДЭГ от оппозиции, эксперт по выборам Андрей Бузин заметил: «Это слабый инструмент контроля. Во-первых, не факт, что все зарегистрированные будут голосовать именно электронно, во-вторых, часть голосующих электронно, особенно бюджетников, вряд ли захочет регистрироваться на оппозиционной платформе. Поэтому выборка получится смещенной. И, наконец, в-третьих, даже если удастся создать такую параллельную систему, ее наверняка будут блокировать под предлогом нарушения принципа тайного голосования». Поэтому единственный путь борьбы, по мнению Бузина, – это требовать отмены ДЭГ.

Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов указал, что «дело оппозиции пытаться любыми путями отстоять свою позицию, а задача власти – защищаться и защищать свой результат». При этом он отметил, что, наверное, инициатива о параллельном контроле ДЭГ как-то обсуждалась внутри комитета или хотя бы с экспертами: «Вряд ли Литвинович сказала какую-то глупость, она выглядит человеком, отвечающим за свои слова. Но политически, наверное, такая дорога для оппозиции закрыта». Иски коммунистов Куртов тоже считает больше политической акцией. «Если бы хотели добиться юридических последствий, то, видимо, эффективнее было бы подать по 50 разных исков по разным нарушениям от каждого кандидата, то есть загрузить систему правосудия и заставить ее работать. А то, что они подали иски одним пакетом, – это жест для привлечения общественного внимания. Акции протеста тоже годятся для привлечения общественности, но как бы ни были убедительны коммунисты, в нынешних условиях преследования участников их акций вряд ли найдется много желающих рискнуть выйти на площадь даже ради своих прав и свобод», – подчеркнул эксперт. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
1127
Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Левые настроения в обществе вовсе не отражают влияние левых партий

0
1369
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1848
Битва за алкоголь депутата Кочиева

Битва за алкоголь депутата Кочиева

Виталий Барсуков

Чем наведение порядка в отрасли помешало парламентарию

0
875

Другие новости