0
5485
Газета Политика Печатная версия

08.09.2021 20:06:00

Зачистки кандидатов входят в план «умного голосования»

Перспективе сплочения протестного электората власть противопоставит админресурс

Тэги: власть, государство, выборы, выборы в госдуму, электорат, кандидаты, админресурс, умное голосование


власть, государство, выборы, выборы в госдуму, электорат, кандидаты, админресурс, умное голосование Из уже отпечатанных бюллетеней до выборов предстоит вычеркнуть немало имен. Фото РИА Новости

«Яблоко» входит в серию судебных процессов по снятию своих кандидатов в Госдуму. По сведениям «НГ», КПРФ ожидает жестких действий против тройки наиболее популярных партийцев. «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) и ЛДПР даже особо и не спорят с зачистками, которые, впрочем, проводятся и в прокремлевских проектах. Это финальная битва за округа, которая еще до трехдневного голосования определит его результаты. На такое обострение как раз делали ставку организаторы «умного голосования» (УМГ): чем меньше кандидатов не от «Единой России», тем лучше. И власть как бы сама способствует росту эффективности УМГ, сплачивая протестных избирателей. На самом деле, пояснили эксперты, в Кремле об этом и не думают, считая, что монополия на админресурс позволит избежать любых издержек – и электоральных, и информационных.

«Яблоко» готовится к рассмотрению иска в Верховном суде (ВС) на решение ЦИКа снять девять кандидатов партии из-за наличия иностранных активов. 9 сентября ВС также рассмотрит кассацию по «делу Льва Шлосберга», а дальше намечаются еще несколько процессов по тем выдвиженцам, которых признали причастными к экстремизму. У коммунистов кандидатов в Госдуму снимают не так много, но зато бьют по наиболее ключевым. Например, источник в КПРФ рассказал, что в ЦК получили информацию – под угрозой снятия находятся три человека в Москве, Московской и Самарской областях. Собеседник «НГ» подчеркнул, что имена кандидатов называть пока не будет – вдруг плохие новости окажутся всего лишь вбросом, и тогда получится, что коммунисты сами показали власти на своих лидеров. У СРЗП и ЛДПР тоже есть проблемы с кандидатами, но для эсэров их источником чаще становится сложная ситуация внутри партии.

Как подчеркнул глава штаба «Яблока» Григорий Гришин, массовое снятие партийных кандидатов, число которых уже перевалило за несколько десятков, говорит о том, что «судя по всему, есть общая установка Кремля минимизировать демократов». Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков напомнил «НГ»: «Пока самым громким снятием было «дело Павла Грудинина». В целом именно на федеральных выборах действий против коммунистов не так много, но общая запретительная линия понятна».

Вывод из нынешних чисток напрашивается такой, что власть вроде бы сама помогает УМГ. Напомним, что лидер навальнистов Леонид Волков уже неоднократно заявлял, что чем меньше кандидатов останется на выборах по округам, тем лучше. Так будет проще сделать ставку на единого противника единоросса. А большое количество претендентов только размывает голоса УМГ и создает среди протестного электората ненужные дискуссии об идеологической чистоте этой системы. Возникает вопрос, видит ли власть опасность такого побочного эффекта от своих действий или она этого не понимает? Либо, может быть, кремлевские администраторы отчет себе в этом и отдают, но полагают, что справятся с любыми издержками?

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Есть общая запретительная линия, но на самом деле многие законы, принятые сперва под конкретных кандидатов и определенные политические силы, потом живут своей жизнью». Например, включаются и региональные интересы, и интересы отдельных игроков, использующих запреты против лишь своих оппонентов. Или, скажем, власть на местах не хотела бы, чтобы оппозиционная точка зрения звучала во время кампании, а федеральная власть против того, чтобы представители таких взглядов попали в Госдуму. Поэтому все и страхуется от прохождения оппозиционеров путем их снятия. Что же касается УМГ, то, по словам Макаркина, «расчет делается на то, что при удалении сильного оппонента произойдет дезорганизация избирателей, несмотря на рекомендации УМГ. Конечно, часть людей все равно проголосует за того, на кого укажет Волков, но это не гарантия победы данного кандидата УМГ, а главное, даже если он победит, то в парламенте не доставит таких проблем, как радикальный оппозиционер». Само по себе УМГ неприятно власти двумя вещами: это проект, влияющий на волеизъявление независимо от Кремля, и инструмент проведения в парламент оппозиционных политиков. Против обоих аспектов УМГ есть единый рецепт – административные технологии, а «протестов власть не опасается», то есть по целому ряду причин их не ожидает.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил, что снятия кандидатов – это все-таки больше региональная, нежели федеральная история: местные администрации переживают за результаты по округам. «Политическая верхушка не имеет коллективного интеллекта, за выборы на местах отвечают конкретные лица, которые выполняют задание федерального Центра. Они меньше всего думают об УМГ и действуют проверенными методами, борясь за провластных кандидатов любой ценой. Больше всего они боятся консолидированного протестного голосования, но главную угрозу видят не в УМГ с его единым кандидатом от оппозиции, а именно популярных оппозиционеров», – подчеркнул эксперт. У Кремля же УМГ вызывает отторжение постольку, поскольку представляется альтернативным центром принятия решений о составе Госдумы, так что для победы кандидатов ЕР над протестным голосованием используется весь арсенал, обкатанный ранее. По оценке эксперта, запас прочности системы высок, главное, чего она боится, – это политического кризиса, который может вырасти лишь из кризиса социального. «Для этого стараются купировать две вещи: триггеров и лидеров. Но поскольку триггеры вырастают сами, власти не могут с ними эффективно бороться. А вот в горизонтальную организацию снизу власть не верит и поэтому борется с кучками оппозиционеров, способных, как кажется Кремлю, мобилизовать народ на революцию. Нынешние выборы – это репетиция президентских в 2024 году. А массовых протестов Кремль пока действительно не опасается, по замерам провластных социологов интерес к политике сейчас самый низкий за 15 лет», – заявил «НГ» Калачев.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Игорь Селезнёв

Работу в новом парламенте лидеры оппозиции призывают расценивать как политическое самоубийство

0
3208
Киевские власти вновь отвергли возможность выборов

Киевские власти вновь отвергли возможность выборов

Наталья Приходко

В отличие от полномочий Верховной рады продление полномочий президента не предусмотрено Конституцией Украины

0
2760
Европейская интеграция рассорила страны ГУАМ

Европейская интеграция рассорила страны ГУАМ

Грузия, Молдавия и Украина могут не стать членами ЕС в ближайшей пятилетке

0
3188
В Германии определились с проведением досрочных выборов

В Германии определились с проведением досрочных выборов

Олег Никифоров

Канцлер Олаф Шольц заявил, что не хочет вовлекать страну в прямое военное столкновение с Россией

0
3048

Другие новости