0
2995
Газета Политика Печатная версия

30.08.2021 20:36:00

Памфилова защищает выборы от кибератак

ЦИК нашел аргументы в поддержку политического решения по видеонаблюдению

Тэги: выборы, цик, избирательные участки, видеонаблюдение, кибератаки, оппозиция


выборы, цик, избирательные участки, видеонаблюдение, кибератаки, оппозиция Представитель КПРФ Артем Прокофьев новую систему видеонаблюдения назвал откатом назад. Кадр из видео с сайта www.cikrf.ru

Центризбирком разъяснил порядок видеонаблюдения оппозиции и тем экспертам, которые заявляют об отступлении от прежней системы трансляции в интернете. Если ранее ЦИК РФ ссылался в основном на финансовые причины, то теперь были представлены новые аргументы. Элла Памфилова объявила, что в эпоху кибервойн необходимо защищать всех участников выборов и избирателей, а камеры должны быть лишь подспорьем для живых наблюдателей. В итоге стало ясно, что данное решение было политическим, а не техническим.

ЦИК продолжает настройку системы видеонаблюдения за избирательными участками, принимает замечания и предложения партий о количестве точек доступа к ней. Генеральная репетиция с включением всех камер намечена на 16 сентября.

На заседание Центризбиркома 30 августа пришли представители ведомств и компаний, отвечающих за техническое обеспечение видеонаблюдения, представители наблюдательского актива и партий. На связи находились все комиссии субъектов РФ и региональные общественные штабы. В постановлении ЦИКа о порядке видеоконтроля в принципе уже ничего нельзя было изменить, а потому «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) и КПРФ просто констатировали, что это решение, конечно, политическое, а вовсе не техническое. Ни Памфилова, ни зампред ЦИКа Николай Булаев вместе с провластной общественностью с таким приговором не согласились. В итоге разговор получился жесткий – и даже с переходом на личности критикующих. Понятно, что это только подчеркнуло слабость доводов в пользу отказа от общедоступной трансляции выборов в интернете.

Начало заседания, впрочем, ничего подобного не обещало. Памфилова с гордостью сообщила, что видеонаблюдение в том или ином виде будет в 96% комиссий разного уровня. Это позволит охватить практически всех избирателей – около 98%. То есть, по версии ЦИКа, выходит, что возмущение по поводу отказа от сплошного показа участков как бы надуманное. Например, там, где не будет онлайн-камер, предполагается использовать видеорегистраторы и иные устройства для записи и хранения информации. Потом все видео, кстати, будут переданы на хранение в Центризбирком, который в инициативном порядке взял на себя обязательство хранить их не менее одного года. Если же какой-то фрагмент окажется в материалах судебного дела, то он не будет стираться до полного окончания такого разбирательства.

«Мы сейчас просчитали пока тот минимум, который мы взяли, исходя из тех предварительных заявок, которые нам дали регионы по центрам общественного наблюдения, не включая Москву. В 84 регионах – это 54 489 аккаунтов», – подчеркнула Памфилова. На заседании было подтверждено, что 16 сентября состоится своего рода генеральный прогон всей системы, а пока от партий, кандидатов, общественных штабов и прочих субъектов видеонаблюдения принимаются заявки на дополнительные аккаунты. Одну из них прямо по ходу совещания и сделал депутат Госдумы от СРЗП Валерий Гартунг. Он баллотируется и по партсписку, и по одному из одномандатных округов в родной Челябинской области – и именно там организация наблюдения его заботит больше.

У кандидата возникли сомнения, например, в том, что, надзирая одновременно не более чем за четырьмя участками из нескольких сотен, его штабу удастся отследить, скажем, карусели. На это Памфилова компетентно заявила, что в нынешние времена карусели уже не актуальны. Но поскольку Гартунг настаивал, то ему персонально обещали предоставить еще 10 точек доступа. Вот так и выяснилось, что технических ограничений для этого вообще-то, похоже, не существует. И количество выделяемых аккаунтов – это в принципе переговорная тема. Косвенно данная ситуация была подтверждена и в докладах замглавы Минцифры Олега Качанова и президента ПАО «Ростелеком» Михаила Осеевского.

Тогда, чтобы не выпустить дискуссию из жестких рамок уже утвержденного решения, ЦИК и огласил основной убойный аргумент: мол, видеокамеры – это всего лишь подспорье в работе живых наблюдателей от партий и кандидатов. Дескать, если участники выборов расписываются в том, что они не могут направить своих людей на участки, то скорее всего им не пригодятся и возможности видеонаблюдения. А если непосредственное наблюдение проводится, то тем, кто сидит у экранов, и не надо в них непрерывно смотреть, а нужно отмотать запись на тот эпизод, о котором пришел сигнал с земли. По ходу данной беседы Булаев как бы упрекнул Гартунга в том, что депутату-ветерану – не по возрасту, а по числу созывов в Госдуме – не к лицу делать вид, что тот не знает всех этих обстоятельств. В общем, состоялся некий разговор о том, как должно быть в теории, потому что на практике охватить трехдневное голосование сплошным наблюдением – это серьезная организационная и финансовая задача, которую решит не каждый кандидат.

А когда критические оценки вслед за СРЗП поддержала и КПРФ, тот же Булаев уже конкретно перешел на личности. Он попытался проэкзаменовать представителя партии Артема Прокофьева на знание всей совокупности избирательного законодательства, а также прямо-таки допросить коммуниста о его полномочиях делать жесткие заявления. Мол, с более высоким руководством КПРФ ЦИК уже обо всем договорился, а тут некий молодой человек вдруг начинает публично обвинять комиссию в отходе от прежних принципов видеонаблюдения и утверждает, что это подрывает легитимность выборов. Прокофьев при этом не стушевался и даже один раз поймал сам Центризбирком в неточном цитировании своих же постановлений. Но главное, что он подчеркнул: решение ЦИКа не выглядит обоснованным ни технически, ни даже финансово, а значит, оно чисто политическое. Тут уже не выдержала Памфилова и пояснила: «Мы исходим из вопросов безопасности, но я не буду все тут обсуждать, особенно в эпоху кибервойн и кибератак». Тем не менее, со ссылкой на европейский опыт, который в этот раз для российских властей оказался подходящим, она уточнила, что речь идет о защите персональных данных участников выборов и, главное, избирателей, многие из которых не хотят появляться на всеобщее обозрение в интернете. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Орбана пытаются политически похоронить делом о коррупции

Орбана пытаются политически похоронить делом о коррупции

Геннадий Петров

Окружение премьер-министра Венгрии оказалось в центре громкого скандала

0
1018
Тайна голосования распылится в сетях и реестрах

Тайна голосования распылится в сетях и реестрах

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избирательный закон немного ужесточат и значительно виртуализируют

0
1643
Ереван надеется стать "перекрестком мира"

Ереван надеется стать "перекрестком мира"

Артур Аваков

Армянские политики налаживают контакты с представителями Запада

0
1667
Надеждин продолжит судиться не спеша

Надеждин продолжит судиться не спеша

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Экс-кандидат признает долги перед несистемными политактивистами

0
1492

Другие новости