Агитавтобус «Яблока» совершает челночные рейсы по центральным регионам страны. Фото с сайта www.yabloko.ru
Количество кандидатов «Яблока», пострадавших за зримую или незримую связь с навальнистами, приближается к десятку. Веерные отключения от выборов происходят по искам конкурентов или прокуроров либо просто по решению избиркомов на основании справки из Минюста. Эксперты отмечают, что в сухом остатке «Яблоко» все равно будет в выигрыше: единственная несистемная партия – чемпион по потерям среди оппозиционных кандидатов неизбежно привлечет внимание протестного электората.
Власти продолжают снимать яблочных кандидатов из списков в Госдуму по регионам либо подвешивают их под угрозу такого снятия. Внимание проявляется и к участникам кампаний в субъектах РФ. Повод один – причастность к запрещенным экстремистским организациям, то есть к навальнистам. За последние пару дней было уже три новых случая – в Татарстане, Нижнем Новгороде и Якутии.
ЦИК РФ принял решение исключить журналистку Наталью Резонтову из списка кандидатов от «Яблока», она возглавляла нижегородскую группу. Ранее ей уже отказали в регистрации кандидатом в Госдуму по одномандатному округу № 129. Решение избиркома было основано на заключении региональных управлений Минюста и МВД. Эти ведомства утверждают, что Резонтова якобы имеет отношение к экстремистским организациям и не может участвовать в выборах.
В то же время избирком Якутии сообщил кандидату в депутаты ГД от «Яблока» в округе № 24, лидеру регионального отделения партии Анатолию Ноговицину, что из Минюста поступила информация о его причастности к деятельности «экстремистской организации», проводится проверка данной информации. Угроза снятия нависла и над председателем татарстанского «Яблока», кандидатом в депутаты Госдумы Русланом Зинатуллиным, он возглавляет список партии в этом регионе, а также является кандидатом в одномандатном округе № 31. Суд по иску прокуратуры уже признал Зинатуллина причастным к экстремистской организации навальнистов. Ранее тот же суд удовлетворил аналогичный иск прокуратуры в отношении кандидата в депутаты Госдумы от «Яблока» Елены Изотовой.
Напомним, что ранее Мосгорсуд принял решение об отмене регистрации Льва Шлосберга как кандидата в депутаты Госдумы в столичном округе № 207, а на кандидата в депутаты ГД Александра Коровайного был составлен административный протокол за удаленное видео в поддержку навальнистов. Кандидата от «Яблока» в депутаты ГД по Алтайскому краю Виктора Рау уже сняли с выборов через суд за участие в январских митингах.
Достается и кандидатам «Яблока» на региональных выборах. Новгородский избирком собирается обратиться в суд для отмены регистрации двоих кандидатов в облдуму, Максима Никитина и Романа Максимова. Снимать с выборов их собираются за якобы связь с «экстремистскими организациями». Ранее Максимов отбывал административный арест, а Никитин получил обязательные работы за участие в митингах в поддержку политзаключенных. Примечательно, что к партсписку у комиссии сначала вопросов не возникло, кандидаты были зарегистрированы, но теперь избирком принял решение, что будет в суде обжаловать эту регистрацию.
Отметим, что подобные новости поступают практически ежедневно – и пока одни кандидаты по суду восстанавливаются на выборах, избиркомы и новые суды снимают с выборов других (см. «НГ» от 10.08.21). Таких снятий уже довольно много. Отсюда вопрос – было ли изначальное невключение в список «Яблока» активных навальнистов результатом соглашения партии с властью, которая оппозиционеров несколько обманула? Или же снятие кандидатов в регионах выгодно «Яблоку», поскольку это какой-никакой пиар? Правда, тогда было бы выгоднее включить в список всех навальнистов, чтобы начать кампанию со скандала. Итоговый вопрос состоит в том, с кем выходит к избирателям партия Григория Явлинского после веерного отключения множества кандидатов.
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов напомнил «НГ»: «Явлинский – осторожный, аккуратный и искушенный политик, поэтому изначально дистанцировался от несистемщиков, он опасался, что его партию могут до выборов не допустить. Поэтому он отказался от наполнения списка «нежелательными» людьми. Но теперь страдают те из кандидатов, кто показал свою наиболее активную гражданскую позицию как на федеральном, так и на региональном уровнях». По мнению эксперта, такое положение вещей несет для партии одни лишь издержки, поскольку в списке и на местах теряются ньюсмейкеры и сильные кандидаты, способные привлечь избирателей. А для раскрутки большой информационной кампании в их поддержку у «Яблока» не хватит ни времени, ни ресурсов. «Если подвести итог, то, наверное, «Яблоко» и сильно не приобрело, и сильно не потеряло, пока пария остается в пределах своей электоральной ниши. А вообще эти выборы четко показали: основными игроками по-прежнему остаются только парламентские партии, у остальных не хватает сил для реальной борьбы», – отметил Куртов.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил, что «если бы имел место договор партии с Кремлем, то есть все происходящее было бы результатом продуманного плана, то партии Явлинского намного выгоднее было бы демонстративно включить в список наиболее известных навальнистов, а при их снятии – объявить себя самой оппозиционной партией». Но такое лобовое столкновение было чревато, Центризбирком мог найти «ошибки в документах». «Скорее всего, вхождения в консенсус по Навальному было условием участия в выборах, поэтому яблочники подошли к регистрации списка рационально, что привело к репутационным проблемам среди протестного электората и одновременно к проблемам со снятием кандидатов», – указал эксперт. То есть «Яблоко», как и другие оппозиционные силы, оказалось полностью не застрахованным от постоянно меняющихся правил игры: «Проблема для оппозиции в том, что она имеет дело с постоянно сдвигающейся двойной сплошной – что было приемлемо для власти вчера, оказывается неприемлемо сегодня». Макаркин считает: выборы нынешнего года отличаются тем, что власть учла уроки и протестов в Белоруссии, и уличных выступлений в Хабаровске, и выборов 2019 года в Мосгордуму. Власть также учла и ослабление «крымского эффекта». Между тем, позиция власти по спискам «Яблока» является для партии и выгодной и проигрышной. С одной стороны, идет ослабление списков, особенно в думских округах и в регионах. С другой стороны, среди людей радикально оппозиционной субкультуры серьезные проблемы «Яблока» оборачиваются ростом поддержки. «Поскольку у «Яблока» в протестном электорате была проблема с репутацией, при возникновении конфликтов с властью сухой остаток партии – это эмоциональная поддержка протестного электората в виде голосования за оставшихся на выборах кандидатов», – отметил Макаркин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Невключение в список активных навальнистов было выбором самого «Яблока». Не только с целью страховки от снятия с выборов, но и для сохранения своей идентичности. А нынешние исключения кандидатов связаны с «вновь открывшимися обстоятельствами». Не стоит рассматривать это как некий пиар «Яблока», просто ситуация меняется каждый день. Ужесточение и новые проверки гарантируют новые потери». По мнению эксперта, обсуждать итоги выборной стратегии «Яблока» надо будет по результату, однако «если делать ставку на жесткое контрпозиционирование, то логичнее было бы включить в списки тех, чье присутствие является маркером радикальной оппозиционности». По словам Калачева, «со стороны все выглядит как провал политики компромиссов и договоренностей – даже если ничего этого и не было».
комментарии(0)