«Единая Россия» обещает избирателям разобраться с ценой и содержанием «борщевого набора». Фото с сайта www.er.ru
Парламентские оппозиционные партии попали под потоки черного пиара. Суть информационных атак в том, что КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) – это, мол, уже полумертвые или разваливающиеся структуры. Зато популярность «Единой России» явно искусственно поднимается за счет таких популистских мер, как регулирование цен на «борщевой набор». Эксперты отмечают, что это такая технология повышения значимости ЕР исключительно за счет понижения рейтинга остальных участников кампании. Электорату предлагается выбрать «лучшего из худших».
Партия власти, похоже, нащупывает истинную выборную повестку. В ожидании второго этапа съезда, на котором ЕР огласит свою «народную программу», предложены, например, меры по снижению цен на морковь, лук, картофель, свеклу и капусту.
Партийные эксперты тщательно проанализировали, сколько стоит набор продуктов для приготовления борща. По данным единороссов, примерно каждое второе обращение граждан касается высоких цен на самые обычные продукты. По этому поводу было проведено совещание с руководством правительства и главами регионов. Цены на овощи в торговых сетях должны снизиться в ближайшие две недели, подчеркнул секретарь генсовета ЕР Андрей Турчак.
По словам члена бюро высшего совета ЕР, вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева, правительству РФ следует рекомендовать торговым сетям срочно подписать соглашение с отраслевыми союзами и ассоциациями сельхозпроизводителей – конечно, под контролем соответствующих министерств, о снижении торговых наценок на социально значимые продовольственные товары, и прежде всего на овощную продукцию. В партии власти отмечают, что это тактическое решение. Стратегически же необходимо менять законы, по которым работают торговые сети и поставщики, то есть надо сократить путь от грядки до прилавка.
Между тем на фоне этой овощной актуализации ЕР в провластных СМИ стала заметной кампания по подрыву авторитета всех трех партий думской оппозиции: КПРФ, ЛДПР и СРЗП. Надо заметить, что и сами они дают для этого немало объективных поводов. Например, лидер КПРФ Геннадий Зюганов прямо заявил, что это, мол, народ и виноват в пенсионной реформе. Дескать, если бы на улицу вышло не 100 тыс. человек, а миллион, то не было бы такого закона. «Людям пора заканчивать отсиживаться и ворчать, пора принимать активное участие в массовых мероприятиях», – заметил Зюганов и тем самым нарушил главный завет оппозиционного политика: никогда не обвинять своих избирателей в собственных провалах. Однако Зюганова атакуют и по-черному, например, тиражируя куски его высказываний с похвалами президенту, напоминая, что коммунисты уже не раз сливали выборы ЕР, а среди их кандидатов полным-полно бизнесменов.
О СРЗП чаще всего говорят, что эта как бы объединенная партия Сергея Миронова на самом деле трещит по швам, впрочем, объективно конфликты в регионах между старыми и новыми эсэрами действительно происходят. Ну и очевидный дрейф бывших европейских социалистов в сторону сталинизма тоже в принципе есть. ЛДПР рисуется как разваливающаяся партия, стареющий лидер которой уже не может контролировать своих «соколов». Но ведь и вправду Владимира Жириновского теперь не видно в агитпоездах, проезжающих за одну кампанию почти всю страну.
Короче говоря, создается медийная основа для неминуемого падения рейтингов думской оппозиции, а следовательно, роста поддержки ЕР. Хотя официальные соцопросы фиксируют лишь ее небольшое усиление. Судя по всему, слишком низкой сейчас является база лояльности к партии власти для того, чтобы изображать бурный подъем рейтинга. А следовательно, более технологичным делом будет обрушение рейтингов других партий, прежде всего думских. Это технология называется «выбор лучшего из худших».
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов пояснил «НГ»: «Показатели ЕР на уровне 31%, тут больших сюрпризов нет. А вот в отношении думской оппозиции идет вполне логичная контркампания, призванная не допустить приращивания ими ядра сторонников из тех избирателей, кто пока не определился. При этом задача поднять рейтинг партии власти именно за счет думской оппозиции вряд ли напрямую стоит». Эксперт считает, что пока вектор кампании прежний: это классический сценарий продвижения всех четырех думских партий.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил, что «перетекание голосов от партий к партиям – это классическая технология». То есть сейчас ставка сделана на то, чтобы голоса избирателей думской оппозиции перешли к ЕР, которая, очевидно, играет для многих роль партии «второго выбора». «Сейчас стоит задача нарастить рейтинг ЕР разными способами – и опустив оппонентов, и сыграв на народной повестке. Кремлевские технологи используют все возможности, потому что никто не знает, что в итоге сработает. Для кого-то тема «борща» несерьезная, но для кого-то эта инициатива ЕР, наоборот, покажется полезной. Ясно одно, что ЕР пытается показать свою субъектность и доказать полезность, максимально отстраняясь от неоднозначных тем и решений», – подчеркнул эксперт. Так что этой партии сейчас нужна любая реклама, но с одной оговоркой: ничего раздражающего людей, «курс взят такой – если повестка большинства не определена, то по тому или иному сложному вопросу лучше промолчать».
Между тем, Калачев пояснил «НГ», что сейчас социология действительно отошла от технологии «формирующих опросов». «Во-первых, для администраторов выборов чем ниже старт – тем значительнее подвиг. То есть чем больше партия власти наберет голосов при неблагоприятных первоначальных условиях, тем больше похвалы и наград от высокого начальства. Во-вторых, манипулировать опросами можно лишь до определенного предела. И, наконец, главное: манипуляции соцопросами могут обернуться против их организаторов, то дать обратный эффект. Скажем, если по опросам ЕР будет набирать 60%, то многие ее сторонники могут не пойти на выборы и так понятного победителя. А сейчас еще и эффекта присоединения к большинству не наблюдается, а потому важнее сохранять интригу для электората», – указал эксперт. Но и понижение думской оппозиции проводится аккуратно – так, чтобы «не вызвать к ней жалости, сочувствия и симпатии, не создать ощущения, что эти партии гонимы, а иначе это тоже может дать обратный эффект».
комментарии(0)