Иллюстрация pixabay.com
4 августа суд должен рассмотреть апелляционную жалобу навальнистов на запрет их структур как экстремистских организаций. Оппозиционеры не ждут послаблений и продолжают агитировать за «умное голосование» (УМГ). На соответствующем сайте введена возможность обновить аккаунт пользователя – электронную почту и адрес проживания. Если в начале августа ресурс будет забанен за экстремизм, то его подписчиками могут заинтересоваться правоохранители. Утечки данных с подобных сайтов происходят регулярно и не без неприятностей для протестно настроенных граждан.
Навальнисты заявили, что у них нет никаких иллюзий по поводу того, каким окажется решение первого апелляционного суда в отношении их жалобы. Поэтому положенные процессуальные этапы отрабатываются формально, на первом месте стоит политическая выгода.
Так что новость о дате суда стала поводом для повторного запуска давно сделанного ролика об отсутствии правового содержания в многотомном деле об экстремистской деятельности структур оппозиционера Алексея Навального.
Между тем назначение апелляции именно на 4 августа подтверждает прежние прогнозы о его привязке исключительно к графику избирательной кампании. При этом своеобразие каждого ее этапа как раз требует своих правовых инструментов. Напомним, что в августе уже ни для кого не будет никакой возможности выдвинуться в кандидаты любого уровня. Поэтому на данной стадии властям и не нужно было вступившее в силу решение по навальнистам. Для прореживания оппозиционных выдвиженцев достаточно было закона, который автоматически закрывал дорогу на выборы всем более или менее заметным несистемщикам. В регионах ссылались на некий список Минюста, в обеих столицах избиркомы и суды занялись созданием прецедентов.
В законе о недопуске экстремистов к выборам прописано новое юридическое понятие «причастные к экстремистской деятельности». Им тоже запрещается баллотироваться, но только на три года вперед, а не на пять, как руководителям. Также устанавливается, что таковая причастность могла быть в течение года до соответствующего решения суда о запрете организации за экстремизм. Правда, параллельно с этим в законе появилось указание, что причастность необходимо определять в специальном решении суда. Это было сделано для того, чтобы снять многочисленные упреки в том, что власть, дескать, готовится к внесудебным расправам. Но теперь, похоже, пришла пора если не расправ, то судебных разбирательств.
Причем под них могут подпасть именно подписанты сайта УМГ, то есть не какие-то активисты, а просто сочувствующие навальнистам граждане. По ним формально будут приниматься решения о запрете баллотироваться, но так как они и не собирались становиться кандидатами, то это будет выглядеть как острастка – экстремистами, положим, признают нескольких, но воздействие будет оказано на всех. И хотя менеджеры УМГ уверяют, что данные избирателей они не получают, а значит, в случае утечки и вреда никому не может быть, практика показывает обратное. После выброса в Сеть информации на подписантов за апрельский митинг у части из них начались неприятности на работе. Навальнисты заявили, что столкнулись со случаем прямого предательства, но вряд ли пострадавшим работникам метрополитена от этого стало чуть легче. Оппозиция охотно использует особенности цифровых технологий в расследованиях против власти, но когда это оборачивается против нее, то оказывается, по сути дела, беззащитной.
Казалось бы, что, пребывая в цифровом стеклянном доме, не стоило бы делать слишком резких движений, однако именно вместе с новостью о дате апелляции пришло и сообщение об обновлении реестра посетителей сайта УМГ. Гражданам предлагается проверить, соответствует ли привязка электронной почты к актуальному адресу их проживания.
комментарии(0)