0
5034
Газета Политика Печатная версия

06.06.2021 20:47:00

Новые электоральные султанаты урежут территорию "умного голосования"

Уровень поддержки партии власти не виден на фоне неограниченного админресурса

Тэги: госдума, выборы, партии, рейтинги, ер, фом, вциом, умг, умное голосование, внесистемная оппозиция, авальнисты


госдума, выборы, партии, рейтинги, ер, фом, вциом, умг, умное голосование, внесистемная оппозиция, авальнисты В регионах, где избиратели голосуют директивно, фактические результаты выборов перестают иметь значение. Фото с сайта www.er.ru

Рейтинг «Единой России» в преддверии думской кампании не поднимается выше средних 30%. Слабеют и другие парламентские партии, но становится больше респондентов, не желающих идти на выборы. Возможно, это игры провластных социологов, создающих виртуальный задел для скачка ЕР вверх с началом гонки. Но не исключено, что это объективные данные, на которые власть не обращает внимания. После разгрома навальнистов и прочих несогласных ставка делается на неограничиваемый админресурс, что показали, в частности, праймериз ЕР. Их значение не в бесконечном списке кандидатов, а в расширении территории «электоральных султанатов», то есть регионов с предопределенными результатами. Ареал «умного голосования» (УМГ) оппозиции все больше сокращается.

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) по традиции относится к ЕР более жестко, чем ВЦИОМ. Рейтинги партии власти, подсчитываемые первым социологическим агентством, обычно прыгают вверх и вниз. У второго колебания выглядят более плавными, это что-то вроде незначительных флуктуаций большого тела ЕР. Вот и последние замеры ФОМа показали, что буквально за неделю-полторы до указа президента о назначении выборов в Госдуму единороссы вдруг спрыгнули на один процент вниз с прошлонедельных 33%.

Правда, КПРФ, по версии ФОМа, уронила свой рейтинг вообще сразу на два деления – с 13 до 11%, а вот ЛДПР и «Справедливая Россия – За правду» остались при своих 11 и 8%. Чем это объясняется, социологи по обыкновению не растолковывают. Но можно предположить, что потребители такого рода опросов со Старой площади с удовлетворением ставят галочки в росписи сценария предварительного этапа избирательной кампании. Дескать, коммунистов все-таки удалось уравнять с последователями Владимира Жириновского, тогда как компанию, сложившуюся вокруг Сергея Миронова, мол, все же получается поддерживать на минимально необходимом уровне. Но если посмотреть на все эти данные объективно, то становится ясно: шевеления партийных рейтингов перед началом выборов в пределах статистической погрешности опроса – это на самом деле их ослабление. Более всего это относится, понятное дело, к партии власти.

У ВЦИОМа КПРФ, наоборот, уверенно растет – полпроцента за неделю, а СР – на те же полпроцента упала. И только ЛДПР непоколебимо удерживается на уровне чуть выше 10%. Что же касается ЕР, то ВЦИОМ – этот крупнейший в стране рассказчик о чувствах и помыслах россиян – демонстрирует, что пациент скорее жив, но не более того. Но совпадения у обоих соцагентств все-таки есть, они дают примерно одинаковую картинку мнения опрошенных об их будущем приходе на участки или отказе от этого своего гражданского права. Данный показатель дает основу не столько для того, чтобы судить о предполагаемом уровне реальной явки в дни голосования, сколько для его прогнозирования и анализа действий власти в этом направлении.

Между тем и ФОМ, и ВЦИОМ указывают на некий относительный рост числа уклонистов. ФОМ делает это более радикально, утверждая об увеличении отказников от участия в выборах сразу с 10 до 14% за последнюю неделю мая. ВЦИОМ более осторожно намекает, что этот показатель существенно не снижается уже на протяжении нескольких недель. Возможно, эти результаты представляют собой не более чем отработку заказа, связанного с технологией засушивания явки. Это когда власть всячески отбивает охоту приходить за бюллетенями у неопределенно большого количества людей, справедливо полагая, что значительная их часть протестно настроена. Вместо этого мобилизуется зависимый электорат, причем как административным способом, так и методами игры на эмоциональных струнах – от «выиграй новый айфон» до «проголосуй за врача». Еще более простое объяснение связано с виртуальным статусом таких опросов – они призваны стать неким цифровым подтверждением торжеству политтехнологий. Дескать, в начале июня у ЕР было все плохо, но потом все поработали, и стало хорошо, то есть немалые бюджеты растрачены не впустую.

Но даже если представить себе, что ФОМ и ВЦИОМ реально информируют Кремль о сохранении проблемы с полумертвым рейтингом ЕР и о неком продвижении сценария вымораживания явки, то скорее всего такие сигналы не вызывают никакой особой реакции. После праймериз партии власти стало очевидным, что фундаментом под выборы в Госдуму закладывается ничем не ограничиваемый административный ресурс. И речь вовсе не о том, что какой-то вполне хороший кандидат не прошел предварительного голосования из-за того, что власти сделали ставку на еще более хорошего. По итогам праймериз выяснилось, что в России резко подскочило число пресловутых «электоральных султанатов», то есть регионов, где действует традиция не подсчета голосов – с теми или иными манипуляциями, а их рисования вместе с явкой, которая иногда даже превышает объективно возможные значения.

Например, активное онлайн-голосование за выдвиженцев от ЕР показали такие субъекты РФ, как Свердловская область, Петербург, Красноярский край, Челябинская, Нижегородская и Новосибирская области, Пермский край. И если в Москве высокий уровень участия вполне объясним как с позитивной, так и с негативной стороны, то попадание вышеназванных регионов в один список, скажем, с Башкирией, Краснодарским краем, Татарстаном или Ростовской областью выглядит приговором тому же УМГ. Дело в том, что навальнисты изначально делали акцент на разнообразии электоральных традиций по всей большой России и грозили власти, что там, где нет традиций фальсификаций, ЕР ждет беда. Честно выиграть она, дескать, не сможет, а нарисовать результат полностью в этих субъектах РФ не посмеют. Теперь же оказалось, что проблем на выборах у партии власти может оказаться меньше прогнозируемого уровня – в отличие от той же разгромленной несистемной оппозиции. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1158
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
644
Литературное время лучше обычного

Литературное время лучше обычного

Марианна Власова

В Москве вручили премию имени Фазиля Искандера

0
173
У нас

У нас

0
134

Другие новости