Российский парламент готовится к новому ужесточению законов по борьбе с предполагаемым внешним вмешательством в будущие выборы. Фото с сайта Государственной думы РФ
Госдума планирует на 18 мая первое чтение новой порции драконовских законопроектов, хотя до крайнего срока объявления избирательной кампании остается месяц. Ключевой документ – это поправки к закону о выборах в федеральный парламент. Они ограничивают пассивное избирательное право (то есть право выдвигаться кандидатами на выборах) тем гражданам, кого власти сочтут участниками экстремистских организаций или сочувствующими, причем этой норме будет придана обратная сила. Механизм выявления «кандидатов-экстремистов» не прописан, так что не обойтись без оперативных наработок правоохранителей, то есть материалов политического сыска. Данный законотворческий аврал явно связан с предстоящей ликвидацией структур Алексея Навального. Его сторонников и предполагается подвергнуть предвыборному остракизму в первую очередь.
Базы данных силовых структур понадобятся для реализации всех трех внесенных в Госдуму законодательных новаций. А иначе, например, как можно будет выявить тех, кого обучали протестной деятельности за границей на деньги тех организаций, которые в России уже признаны нежелательными или скоро попадут в соответствующий реестр. Без оперативных наработок не обойтись и при возбуждении в будущем дел по новой редакции ст. 284.1 Уголовного кодекса, которая теперь признает руководителей нежелательной организации априори виноватыми с перспективой посадки на срок до шести лет.
Новая порция драконовских законопроектов появилась на Охотном Ряду в праздничные дни, но это не помешало Госдуме немедленно приступить к работе над ними. Уже сейчас известно, что замечания к первому чтению будут приниматься до утра 17 мая, а само первоначальное голосование намечено на 18-е число. Такое решение формально еще предстоит принять Совету Госдумы, но ясно, что затягивать рассмотрение законопроектов никто не будет хотя бы по причине их предвыборного контекста. А между тем до крайнего срока объявления о начале избирательной кампании, который истекает 20 июня, уже не так много времени. Можно предположить, что к концу мая законодательство будет исправлено.
Сам по себе факт появления очередных ограничительных инициатив, направленных против несистемной оппозиции, означает, что власть решила оставить в стороне сложный план «А», а реализовывать в ходе выборов в Госдуму более простой план «Б». Ранее, видимо, предполагался сценарий массового занесения оппозиционных активистов и организаций в списки иноагентов – в расчете на то, что избиратели, увидев такой ярлык, откажут несистемщикам в поддержке. Кроме того, охота на иноагентов, по первичному замыслу Кремля, затруднила бы оппозиционерам проведение «умного голосования» (УМГ). Судя по всему, соцопросы и ряд прочих исследований показали, что такой сценарий потенциально провальный – и не потому, что власть не способна его осуществить, а из-за того, что электорат может и не оправдать возлагаемых на него надежд. Например, взять и поддержать тех же кандидатов от УМГ.
Именно поэтому сейчас и происходит переход к другому сценарию, предполагающему, что экстремистом или сочувствующим может быть объявлен любой политически активный гражданин, которого на этом основании можно будет просто не допустить к регистрации.
Напомним, что основной законопроект из всех трех – это поправки к закону о выборах в Госдуму. Руководящее звено «экстремистских структур», которыми уже 17 мая будут признаны все организации Навального – и на этом основании запрещены, не сможет баллотироваться на протяжении пяти лет после соответствующего решения суда, рядовые активисты, работники и сочувствующие – в том числе жертвователи денег – на протяжении трех лет. Материалы политического сыска будут использованы для того, чтобы выявить, кто считался руководителем в течение прошедших до решения суда трех лет. Для обычных участников введена обратная сила на один год, для их выявления тоже придется задействовать различные базы данных силовиков.
Эти указанные в законопроекте сроки и подтверждают, что тот направлен в первую очередь против навальнистов. Потому что как раз в мае 2018 года глава штаба Навального Леонид Волков объявил, что созданная в ходе президентской кампании сеть будет сохранена и развита. А именно год назад уже окрепшая оппозиция заявила, что с помощью УМГ собирается опрокинуть «Единую Россию» на региональных выборах 2020-го – и тут же приросла многочисленными сторонниками и жертвователями. Количество последних за этот год неуклонно росло, тот же Волков признавал, что после задержания Навального в январе уровень донатов вообще стал зашкаливать. Всем этим людям теперь грозит серьезная уголовная ответственность, хотя Волков уже выпустил несколько успокоительных роликов о том, что это, дескать, совсем не так. И хотя де-юре он, наверное, прав, де-факто в случае необходимости власти поступят так, как им будет нужно. И если массового применения экстремистских статей УК к большим группам граждан все-таки вряд ли стоит ожидать, то такому явлению, как, условно говоря, предвыборный остракизм, очевидно, все-таки теперь будет дан ход. То есть из политической жизни будут как бы изгоняться те, кого власти потенциально будут считать себе угрозой.
Второй проект из нового пакета составлялся в такой спешке, что в нем пренебрегли рядом норм русского языка. Поэтому более четко замысел излагается в пояснительной записке: российские власти решили запретить деятельность нежелательных для России иноземных организаций не только внутри страны, но и за рубежом. Именно на это направлены попытки запретить гражданам РФ разного рода заграничные курсы по обучению протестной активности. «В настоящее время в подобных действиях граждан РФ и юрлиц не содержится нарушений российского законодательства», а «ответственность за участие в подобных мероприятиях не установлена», указывают подписанты законопроекта, собранные из числа представителей всех четырех думских фракций. Они предлагают ввести еще одно основание для признания нежелательной той или иной зарубежной структуры – это посреднические услуги в финансировании проведения такого рода протестных тренингов.
Третий законопроект из пакета выглядит любопытным потому, что он был подготовлен еще летом прошлого года, но получил очень условную поддержку правительства и Верховного суда (ВС). Именно ВС сильно засомневался в том, что в ст. 284.1 можно отменить административную преюдицию, которая является условием для последующего уголовного преследования. Авторам инициативы было указано, что этого делать нельзя, но в обновленном тексте это все-таки сделано. Норма о том, что уголовное дело против рядовых участников нежелательных организаций может возбуждаться только после административного наказания, сохранена, однако руководителям подрывных структур такой поблажки не оставлено. Интересно отредактировано и примечание к данной статье УК. Сейчас там значится, что лицо, добровольно отказавшееся от членства в нежелательной организации, освобождается от ответственности, если, конечно, на нем нет других преступлений. Но теперь этого не будет достаточно. Условием освобождения от посадки указаны не только своего рода явка с повинной, но и активное способствование «раскрытию и (или) расследованию преступления». Понятно, что это необходимо для актуализации той же базы данных силовиков.
комментарии(0)