Несмотря на невысокие рейтинги партии «Единая Россия» зимой, уже к весне ей удалось стабилизировать свой рейтинг на привычных 30%, а к лету вполне возможен прирост – за счет тех вспомогательных мер, которые президент Владимир Путин обещал в своем послании.
Если посмотреть на электоральные рейтинги партий, даже традиционно оппозиционного Левада-Центра (признан в РФ иностранным агентом), то можно увидеть, что из числа тех, кто в принципе планирует прийти на выборы, за единороссов собираются отдать свои голоса 42%. Данный рейтинг был опубликован за месяц до президентского послания, поэтому можно лишь предполагать, как он изменится после него. За остальные три партии, преодолевающие пятипроцентный барьер, в общей сложности готовы отдать голоса 41% опрошенных. А это значит, что остальные 17% пропорционально отойдут тем партиям, которые пройдут в парламент. То есть в итоге ЕР получит около 50,6% даже по самой пессимистичной оценке. Но, скорее всего, «контрольный пакет» в Госдуме из 51% мандатов все же будет получен. А с учетом одномандатных округов, «Единая Россия» вполне может взять до 300 мест в новом парламенте.
По консервативному сценарию в Госдуму опять пройдет, так называемая, «большая четверка»: ЕР, КПРФ, ЛДПР и СР. Но вот увеличить свое присутствие партиям вряд ли удастся. Это связано с тем, что «проходная тройка» слишком увлеклась сторонними проектами, забыв о работе с избирателем. Коммунисты заняты внутренними дрязгами, кроме того, против них работает 5-6 крупных спойлеров, от «Коммунистов России» до Партии пенсионеров. В ЛДПР празднуют очередной юбилей вождя, вместо того чтобы активизировать работу по наиболее протестным направлениям, вроде Хабаровского края. «Справедливая Россия» после объединения с «За правду» Захара Прилепина и «Патриотами России» вовсе сменила вектор и из умеренно социал-либеральной партии, похоже, превратилась в ура-патриотический проект, распугивая своего базового избирателя из числа «рабочей интеллигенции». Конечно, на этом фоне наиболее стабильными кажутся старые партпроекты КПРФ и ЛДПР, тогда как СР продолжает балансировать на грани попадания в парламент. Хотя, судя по всему, Кремлю было бы удобно сохранить имеющийся статус-кво из системной оппозиции в лице «большой четверки».
Вся эта грызня за власть и ресурсы отталкивает избирателя, а остальные партии почти не видны. Разве что небольшую активность проявляет проект «Новые люди» и альтернативный ему проект из старых игроков – «Яблоко». Но пока говорить о прохождении ими барьера не приходится, разве что о точечных триумфах в одномандатных округах. «Новые люди», к примеру, собирает в округах и списках людей, известных в региональной политике, но больше похожих на «сбитых летчиков». К примеру, бывшая мэр Якутска Сардана Авксентьева, которая приняла предложение стать кандидатом от партии в республике. Но одно дело – оппозиционный мэр, а совсем другое – бывший глава, да еще не слишком удачно поддержавший провластного кандидата на выборах. Есть опасность, что такие лидеры общественного мнения (ЛОМы) не дадут партии серьезного прироста рейтинга, а вот оттолкнуть электорат вполне могут. Похожая судьба была у партии «Гражданская платформа», которая также собирала фронду по регионам, но значимого места в политической системе так и не заняла. Что касается «Яблока», то здесь возможны локальные успехи после оттока сторонников от перекрасившихся в «патриотов» эсэров. 2-3% голосов в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск, партия вполне может получить в качестве добавки. Как ни странно, многие скидывают со счетов Партию пенсионеров, а ведь именно она «откусывает» голоса у наиболее популярных левых проектов от КПРФ до тех же СР. Уже сейчас фиксируется рост рейтинга партии до проходных 5%, поэтому если кто и удивит в этой схватке за голоса патерналистского электората, то именно «пенсы».
Что же касается внесистемной оппозиции, то ее и вовсе вытеснили из легального политического поля.
Даже идея «Умного голосования» (УМГ), неплохо показавшая себя в ряде регионов на прошлых выборах, совершенно бесперспективна в масштабе страны. Пока нет ни списков кандидатов, ни четкой стратегии – зачем все это нужно? Да и действия власти против команды Навального не прибавляют проекту популярности. Признанный иностранным агентом ФБК уже почти признан экстремистской организацией, сам лидер – голодает в тюрьме, а сторонники, привыкшие к большой «движухе» накануне выборов, дезориентированы таким закручиванием гаек. Да и союза с теми же коммунистами выстроить никак не удается. Внутри КПРФ явный раскол на «системных» и «радикалов», одни – резко критикуют Алексея Навального и УМГ, а вторые – хотели бы воспользоваться технологией, но пока не имеют достаточного числа кандидатов. Про «Яблоко» и говорить нечего, после обличительной статьи Григория Явлинского в адрес Навального, очевидно, что партия может сотрудничать с оппозицией только на местах. Возможно, на уровне заксобраний и горсоветов, но точно не на выборах в Госдуму.
Таким образом, можно уже сейчас сказать, что вероятность легитимного, без подтасовок, первого места у «Единой России» почти стопроцентная и единороссам, по сути, не надо для этого ничего делать, их политические противники сами фиксируют ситуацию «политического болота», в которой партии власти остается лишь повторить свой успех прошлых лет.
комментарии(0)