0
3955
Газета Политика Печатная версия

14.04.2021 20:29:00

"Яблоко" ложится в фундамент "умного голосования"

Рекламная кампания по привлечению кандидатов должна повысить авторитет партии

Тэги: выборы, рекламная кампания, партии, яблоко, умное голосование, умг

On-Line версия

выборы, рекламная кампания, партии, яблоко, умное голосование, умг Фото сайта yabloko.ru

Рекламу о наборе претендентов на участие в выборах «Яблоко» строит по правилам сетевого маркетинга. Станет человек кандидатом или нет, но анкету с общественно-политическим профилем он должен заполнить. Ролик лидера партии Николая Рыбакова рассказывает о судьбе России и возможностях ее изменить, если связаться с «Яблоком». Эксперты отмечают, что такая рекрутинговая кампания – с одной стороны, попытка взять на себя роль фундамента «умного голосования» (УМГ). А с другой – предвыборная раскрутка своей субъектности в любом случае поможет оставаться на плаву.

На сайте «Яблока» перечислены пять причин для того, чтобы на предстоящих выборах стать кандидатом от «Яблока».

При этом в рекламном ролике Рыбакова по традициям либеральной оппозиции больше говорится о гибели демократических ценностей, чем о политической конкретике. Например, не совсем понятно, только ли на думскую кампанию партия приглашает всех желающих, какие у них будут организационные и финансовые ресурсы, насколько претенденты будут гарантированы от вмешательства со стороны силовых структур.

Отсутствие силовых помех политической деятельности теперь едва ли не важнее финансов на кампанию, которые вообще-то можно собрать и через пожертвования. Например, есть ситуация из жизни самого «Яблока». В Шахтах Ростовской области глава отделения партии Владимир Калинин едва только объявил об участии в выборах в Госдуму по родному одномандатному округу, так тут же получил уголовное дело по обстоятельствам восьмилетней давности – за якобы мошенничество с кредитом. При этом обыск прошел в офисе «Яблока», который официально был назван местом преступления. Калинин, судя по всему, давно находится в конфликте с местными властями – и сейчас они смогли найти против него управу.

Другой случай – дело соратницы Алексея Навального Любови Соболь, которую сейчас обвиняют в незаконном проникновении в частное жилище (ч. 2 ст. 139 УК). Прокуратура уже попросила суд назначить ей год исправительных работ. Статья, примененная к Соболь, не закрывает той дорогу на выборы в Госдуму, но сильно ее осложняет. Между тем у «Яблока» с Соболь, судя по всему, уже идут консультации, которыми последняя крайне недовольна. Она, похоже, была уверена, что может попасть в список кандидатов этой партии не на общих основаниях – собеседование и подписание политического меморандума, а за некие особые заслуги.

Кстати, с упоминания репрессивного подхода и начинается рекламное объявление «Яблока»: «Мы знаем, как вы устали от беспредела российской власти, от чудовищных законов, отравляющих жизнь, от невозможности высказывать свое мнение. Многие выходят на улицы, чтобы выразить свой протест, и надеются, что голос будет услышан. Но этого не происходит. Сейчас у вас есть реальный шанс внести свой личный вклад в создание свободной и современной России». Далее претенденту предлагается заполнить анкету, из которой и становится понятно, что в партии хорошо знают правила сетевого маркетинга – клиент может и соскочить, но все его данные останутся. В анкете кроме персональных сведений необходимо еще и прописать свой общественно-политический профиль – вплоть до того, какие есть финансовые, медийные и организационные ресурсы.

Эксперты считают, что такая рекламная кампания показывает: «Яблоко» чувствует себя монопольным бенефициаром протестных настроений в либеральной части общества. С одной стороны, партия аккумулирует протестного избирателя, а с другой – кандидатов соответствующей политической ориентации. И понятно, что эта партия просто не может не быть неким фундаментом УМГ. Однако это не отменяет обязанности «Яблока», за исполнением которой присматривает власть, критиковать УМГ и самого Навального, показывая, что никакого альянса тут не планируется. И объективно это так и есть: партия Григория Явлинского рассчитывает по ходу дела просто подмять под себя это УМГ. Заметим, что в Кремле к этому могут быть вполне благосклонны: ведь низкую электоральную базу «Яблока» прибавка от УМГ лишь слегка увеличит – в отличие от КПРФ, предвыборный потенциал которой благодаря УМГ может возрасти до критических размеров.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что ролик снят не столько для кандидатов, сколько для избирателей, чтобы показать, что «Яблоко» – это открытая и демократическая партия. «Конечно, может, и есть тут заход и на УМГ, но чтобы иметь от него ключи, нужно выдвинуть людей, которые не были связаны с «Яблоком», – сказал эксперт. Что касается умолчания о деньгах, то, по его словам, «про деньги ни одна партия не говорит, когда приглашает принять участие в выборах, предполагается, что кандидат будет ресурсообеспеченным». Калачев подтвердил, что бенефициарами протестного голосования станут «Яблоко» и КПРФ, понятно, в своих аудиториях, которые теперь, правда, частично или временно пересекаются. Например, в больших городах – в округах и даже на выборах по партспискам. Но если КПРФ стремится создать самую сильную оппозиционную фракцию в Госдуме, то «Яблоко» стремится в принципе попасть в Госдуму. «В целом по ситуации с протестным голосованием уже сейчас видно, что администрация президента старается не допустить усиления КПРФ, отсюда и кампания давления на нее. Прохождение же «Яблока» в Госдуму по-прежнему сомнительно, но если и пройдет, то получит лишь небольшую фракцию. То есть для власти рисков при активном протестном голосовании за КПРФ больше, чем за «Яблоко», так что лучше пусть избиратели уйдут к демократам, чем к левым. А «Яблоко» опасается в открытую использовать УМГ в своих целях, но с его помощью увеличить свои результаты не откажется», – подчеркнул Калачев. 

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил, что ролик «Яблока» снят максимально позитивно, чтобы заинтересовать кандидатов, а если говорить в нем о меморандуме и деньгах, то количество желающих резко сократится. Он считает, что у ролика «Яблока» две цели: напомнить о партии и привлечь максимальное количество новых людей, при этом не обязываясь перед ними. Макаркин полагает, что «Яблоко» и радо было бы завоевать УМГ, но по округам это вряд ли получится. Поэтому есть желание взять контроль над протестным голосованием по спискам, – это так называемое полезное голосование. «Если партии удастся подняться хотя бы до рейтинга в 3%, то она сможет убеждать людей – нужно всего-то 2% для прохода в Госдуму и создания фракции минимум из 15 депутатов. Но для этого нужно выйти на общеоппозиционный электорат, правда, преимущественно прозападно и либерально настроенный. Именно для этого надо привлечь максимальное количество кандидатов от разных сил», – отметил эксперт. Что касается выбора Кремля между «Яблоком» и КПРФ, то, заявил Макаркин, там «всегда выберут «Единую Россию» или, в крайнем случае, спойлеров». Отсюда и раскрутка правой партии «Новые люди». «Сейчас совсем не очевидно, кого на выборах будут опасаться больше – яблочников или коммунистов, все зависит от списков и имен конкретных кандидатов. Поэтому-то «Яблоко» и начинает максимально наращивать рейтинг еще до начала кампании», – подчеркнул эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Олег Никифоров

Политикам не хватает времени на подготовку к досрочным выборам

0
1783
Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Милена Фаустова

Церковь Англии накануне выборов  нового примаса

0
3638
"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
3078
Зеленский готовится "перестоять" Трампа

Зеленский готовится "перестоять" Трампа

Наталья Приходко

Пока 47-й президент США намерен усердно работать над урегулированием конфликта в Украине

0
4394

Другие новости