0
3896
Газета Политика Печатная версия

11.04.2021 20:31:00

Апрельские отставки глав регионов выглядят как предвыборный аврал

Кремль без боя отдал КПРФ Ульяновскую область, в Северной Осетии теперь силовик с крымским опытом

Тэги: губернаторы, ротация


74-1-1480.jpg
Сергей Меняйло был адмирал-губернатором
Севастополя в 2014–2016 годах, а сейчас
возглавил форпост России на Кавказе.
Фото РИА Новости
Губернаторопад в апреле скорее всего продолжится, поскольку ротацию руководителей субъектов РФ Кремль и проводит обычно весной и осенью. Но чем ближе отставка к выборам, в которых врио губернатора участвует, тем больше она аврал, а не плановое решение. А в 2021 году большинство кадровых назначений приходится рассматривать в контексте федеральной кампании. Так что приход в Ульяновскую область сенатора-коммуниста Алексея Русских либо выглядит уступкой левым, либо имеет некий скрытый смысл. Для понимания же логики назначения главой Северной Осетии сибирского полпреда Сергея Меняйло вообще мало разъяснений на тот счет, что он осетин по крови. Тут скорее более важен его имидж жесткого силовика и адмирал-губернатора Севастополя. В Республике Северная Осетия – Алания и ее окрестностях Меняйло тоже найдется и кого зачистить, и что присоединить, например Южную Осетию.

В традиционных беседах с назначенцами перед подписанием президентских указов Владимир Путин постарался показать связь Русских и Меняйло с теми регионами, которыми им предстоит руководить. Если с экс-полпредом в Сибирском федеральном округе это было несложно, он сам подчеркнул, что его связь с малой родиной никогда не прерывалась, то с сенатором и членом ЦК КПРФ получилось не так однозначно. Русских родом из удмуртского Ижевска, но президент постановил, что «это географически совсем близко к Ульяновской области». Более того, уверенно сказал Путин, члену Совета Федерации от Московской области по работе просто необходимо знать ситуацию в поволжских регионах.

Все дело, видимо, в том, что отставка экс-губернатора Сергея Морозова и его замена представителем КПРФ Русских в контексте масштабной избирательной кампании этого года объективно выглядит политическим, а не чисто кадровым решением. Уход Морозова – это удар по всей прошлой работе против Компартии, в которой вынуждена была участвовать и «Единая Россия». С другой стороны, партия власти в этом регионе стратегических задач не тянула, а действовала по указке губернатора. И теперь единороссы более свободны в электоральном смысле. Например, они могут и не поддержать врио из рядов КПРФ. Или как минимум строить кампанию на критике действующего руководства.

Хотя ранее такое трудно было себе представить – президентский назначенец не выигрывает выборов в одну калитку, смысл такого поворота событий соответствовал бы непрекращающимся информационным атакам на КПРФ. Более того, нельзя исключать, что переход Русских в ульяновские губернаторы выбьет его из числа коммунистических спонсоров. Возможно, также, что это приведет к трудностям в избирательной кампании для одного из самых заметных левых депутатов Госдумы – Алексея Куринного, который открыто враждовал с Морозовым. Короче говоря, если ульяновский размен – это не прямая «покупка» Кремлем лояльности лидера КПРФ Геннадия Зюганова, некий размен в ряду многих других, то тогда это очень невкусная конфета в красивой обертке. Ясность в этой ситуации возникнет достаточно быстро.

Точно так же весьма быстро должен проявить себя и Меняйло. Уже с первых его шагов будет понятно, станет ли он руководителем зачистки северокавказской республики от засилья прежних кланов. То есть повторит историю единоросса Владимира Васильева – бывшего силовика, направленного наводить порядок в Дагестане.


74-3-3480.jpg
Сенатор от Подмосковья Алексей Русских
согласился с кадровым решением президента
по Ульяновской области.
Фото с сайта www.kremlin.ru
Кстати, Васильеву это не так чтобы удалось, потому что какие-то кланы ушли, но пришли другие. Так что Меняйло в Северной Осетии легко не будет, если, конечно, он не укажет всей республике такую цель, по ходу достижения которой можно будет и забыть о разногласиях и подковерной борьбе. И эта цель в случае ее реализации будет иметь и общефедеральное значение.

У Меняйло есть уникальный опыт возвращения Севастополя, где он был губернатором в 2014–2016 годах, в статус города русских моряков, то есть трансформатора. Путин при назначении Меняйло в Республику Алания заметил, что это форпост России на Кавказе. Напомним, однако, что у этого форпоста есть еще и передовой пост Южная Осетия – сплошь населенная гражданами РФ бывшая грузинская территория. Нельзя исключать, что если Кремлю не удастся вплести в думскую кампанию империалистическую ноту в связи с Донбассом, то это не будет сделано на примере Цхинвала. Но в целом эксперты констатировали, что региональные кадровые назначения стали настолько необъясняемыми, что уже позволяют подвергать себя любым интерпретациям.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «В принципе назначение коммуниста на Ульяновскую область вполне вписывается в управленческую политику последних лет, а вот с Меняйло странная история». Его знают как жесткого администратора, человека, который не умеет и не хочет договариваться, почему его и убрали из Севастополя. Видимо, «на самом деле в Осетии решили навести порядок и ставят туда адмирал-губернатора». Тут будет важна связь с силовиками, но у Меняло проблем возникнуть не должно. «Присоединение Южной Осетии маловероятно, но в принципе терять РФ уже нечего, так что этого тоже нельзя исключить», – сказал эксперт.

Он напомнил, что «электоральная ситуация в Ульяновске, по мнению самих чиновников АП, была неуправляема, это показала и победа КПРФ в Димитровграде, и несогласованное избрание Куринного в Госдуму – все это делало Морозова кандидатом номер один на замену». В то же время, по сведениям Калачева, кандидатуру Русских как возможного губернатора местные элиты обсуждали еще год назад: «На самом деле Русских фактически системный человек, он вполне способен соблюсти баланс между КПРФ и ЕР». Так что для КПРФ это решение внешне комплиментарное, это дань уважения статусу-кво партии. «С одной стороны, КПРФ получает родину Ленина, а с другой – теряет спонсора. Но назначение Куринного для АП было бы явной уступкой КПРФ, а у ЕР на выборах возникли бы проблемы, везде победили бы коммунисты. В нынешних же условиях ЕР явно не пострадает, как не страдает она в Смоленской и Орловской областях», – заметил Калачев. А если бы под выборы оставили Морозова, то жители области явно проголосовали бы за КПРФ просто в отместку. Эксперт отметил, что эти назначения явно не последние – много говорят о Хакасии, Владимирской, Саратовской и Самарской областях, Красноярском крае.

Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов пояснил «НГ», что история с назначением молодых технократов закончилась года три назад или как минимум «притухла». «На самом деле это рутинная работа по замене губернаторского корпуса, каждый год мы наблюдаем как три, пять, восемь губернаторов отправляют в отставку весной или осенью. При этом мы знаем, что центр принятия решений у нас один – Кремль, но мы не знаем мотивов принятия решений, а поэтому прогнозировать, кто на очереди, сложно», – заметил эксперт. Куртов считает, что в замене губернатора Ульяновской области на коммуниста прослеживается стремление власти сохранить договоренности с КПРФ, но при этом не давать партии развернуться, ведь Русских фактически потерял связь с партией, а тот же Куринный очень активен. Коммунисты от этого назначения не теряют, но и не приобретают: серьезное финансовое подспорье – это минус, но сохранение квоты на глав регионов – это плюс. Что же касается Меняйло, то это сильный, жесткий управленец, призванный равноудалить местные кланы, – и, конечно, это решение в контексте выборов.

Глава аналитического центра КПРФ Сергей Обухов, напротив, заявил «НГ», что «решения явно выбиваются из общей логики: Меняйло никакой технократ, а Русских – тем более». «При этом с Меняйло надо еще разобраться: повышение это или почетная ссылка, а также возможен и вариант империалистический – готовится объединение двух Осетий в единый субъект РФ. Русских же член ЦК, это явное признание Кремлем того, что Ульяновская область – красный пояс, регион закреплен за КПРФ. В Туве же обычное стремление сохранить внутриклановый баланс», – полагает Обухов. По словам эксперта, «в принципе все делается в логике думских выборов, меняются наиболее конфликтные губернаторы, но предсказать дальнейшие отставки сложно, кадровая политика непосредственно к политике имеет мало отношения, это борьба кланов и групп влияния, битва башен Кремля». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Технократы Филимонов и Федорищев переквалифицированы в политиков

Технократы Филимонов и Федорищев переквалифицированы в политиков

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Руководители Вологодской и Самарской областей увлеклись непростой ролью губернаторов-торпед

0
3925
Региональная политика 9-12 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 9-12 декабря в зеркале Telegram

0
14303
Партийные губернаторы превратятся в пережиток прошлого

Партийные губернаторы превратятся в пережиток прошлого

Дарья Гармоненко

Хакасию и Орловскую область сохраняют в руках КПРФ по инерции

0
4056
В новых губернаторах президент не видит технократов...

В новых губернаторах президент не видит технократов...

Иван Родин

В Конституционном суде победили правоохранители

0
8505

Другие новости