Врио мэра Якутска Евгений Григорьев в ходе кампании представлял себя как хозяйственника. Фото с сайта www.yakutskcity.ru
Первые результаты завершившегося 28 марта трехдневного голосования на выборах мэра столицы Якутии показали, что впереди врио главы Якутска Евгений Григорьев («Единая Россия»). Главный соперник – кандидат от «Справедливой России» Виталий Обедин отстает не слишком далеко, а это сигнал о возможности второго тура которого, правда, там не предусмотрено. Но в любом случае – выиграет Григорьев выборы или проиграет, это будет не его заслуга либо вина. В Якутии было последнее перед осенней кампанией реальное испытание государственной административной машины, а значит, тот или иной результат – это лишь побочный эффект данного тест-драйва. Для власти более важно увидеть, какие выборные инструменты эффективны, а какие – нет. Например, разогрев явки явно себя не оправдал.
Как бы официальные опросы граждан по выходе с участков показали победу единоросса, дескать, Григорьев набирает более 51%. Однако до этого в интернете появились совсем другие экзитполы, которые свидетельствовали о преимуществе Обедина. В общем, можно сделать вывод, что такого рода информационные сражения в Сети стали нормой. Похоже, что выданные Центризбиркому полномочия по пресечению незаконной агитации в виртуальном пространстве будут использованы в том числе и для искоренения этой традиции. Поскольку она создает плохой фон для публикации самых первых официальных итогов.
Это тоже было продемонстрировано в Якутске 28 марта. По итогам трехдневного голосования подсчет первых порций бюллетеней показал, что разрыв между лидерами гонки реально минимальный. Так, Григорьев был впереди с 40% с небольшим, Обедин собрал без малого 40%. После получения данных с более чем четверти участков разрыв стал более заметным – почти 44% против тех же 40%.
Посчитав большинство участков, горизбирком Якутска пришел к выводу, что у Григорьева 44,3% голосов, а у Обедина - 39,62%. То есть произошла та ситуация, которую официально всегда объясняют так: мол, пришли данные из отдаленных районов, а там кандидат-победитель просто выступил более уверенно, поэтому его показатель вырос, а у догоняющего - упал.
При этом замыкающий тройки фаворитов коммунист Савва Михайлов уверенно держится на уровне выше 10%. Если такая динамика сохраняется и после подсчета половины участков, то политическая арифметика диктует организацию второго тура, но закон Якутии такую линейную логику игнорирует . И вообще, на российских выборах более актуальна алгебра, предполагающая более сложные просчеты вариантов с плавающими коэффициентами.
Агитационная кампания в Якутске проводилась в жестких рамках дозволенного. Фото со страницы Виталия Обедина в Facebook |
Например, поначалу – на стадии выдвижения кандидатов – в Якутске случился праздник демократии. На регистрацию отправился десяток претендентов, но большинству получить удостоверение кандидата не удалось. ЦИК рассмотрел ряд жалоб, кого-то даже восстановил, но на выборный поезд они вернуться не успели. В том числе из гонки был выбит потенциальный победитель Владимир Федоров, снятие которого в ходе кампании 2018 года и принесло победу неожиданному кандидату от малой партии – Сардане Авксеньевой. В свою очередь, ее отставка в конце 2020 года и спровоцировала внеочередные выборы мэра. Федоров теперь стал главой штаба Обедина, так что 40% последнего – это результат на двоих.
В самом начале кампании в Якутске было решено проводить трехдневное голосование, а также объявить, что выборы мэры – это мероприятие не совсем политическое. Однако вместо засушивания явки произошла лишь ее возгонка, а власти, судя по всему, не сумели спешно мобилизовать именно лояльный электорат. Поэтому уровень явки за 30% оказался не слишком характерным для локальных кампаний, то есть слишком высоким. Если бы навальнисты, скажем, объявили в городе «умное голосование», то Обедин скорее всего сейчас уже принимал бы поздравления. Так что можно предположить, что внутриполитические кураторы из Кремля сделают отметку: с явкой надо быть поосторожнее, ни в коем случае не давать оппозиции использовать трехдневное голосование для сбора протестных голосов.
Если Григорьев все-таки проиграет – а в это слабо верится, – то в Москве придется разрабатывать в спешке какие-то новые механизмы защиты от протестного волеизъявления. Если же он в итоге выиграет, то это покажет согласие Кремля на то, чтобы в каких-то сложных регионах властями допускалась точечная корректировка результата в режиме онлайн. В общем, понятно, почему реальную электоральную практику власть осенью планирует основательно прикрыть камуфляжной сеткой повсеместного общественного наблюдения.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что Якутия – уникальный регион, идущий не в ногу с остальной Россией: «Саха то ли опережает всю страну лет на 10, то ли отстает лет на 10, но выборы там не стандартные. В то же время несколько уроков власть извлекла. Самое главное для власти – это то, что она подтвердила: трехдневное голосование создает дополнительные возможности регулировать выборы. Кроме того, одним из главных выводов является урок «выученной беспомощности» для избирателей, когда экс-мэр Авксентьева поддержала провластного кандидата, а главного оппонента Федорова сняли с выборов. Наверное, остальным избирателям в сентябре тоже постараются привить чувство «выученной беспомощности» в рамках борьбы с УМГ, чтобы люди поняли: как ни голосуй, а будет так, как хочет власть». Эксперт отметил и мобилизацию спойлеров, и дальнейшее их прореживание как эффективную технологию размывания электората. И наконец, считает Калачев, власть не будет нагонять явку, а будет скорее сушить, но не в своей целевой аудитории. Эксперт отметил, что выборная кампания прошла практически по тому же сценарию, как и несколько лет назад, когда победила Авксентьева, но сейчас было большее количество участников, а кроме того, кампания провластного кандидата была более интересной и технологичной.
комментарии(0)