0
3411
Газета Политика Печатная версия

23.03.2021 20:13:00

"Яблоко" ведет агитацию по старинке

Партия старается показать себя системной оппозицией

Тэги: предвыборная кампания, партии, яблоко, рыбаков, регионы


предвыборная кампания, партии, яблоко, рыбаков, регионы В Сочи лидер «Яблока» Николай Рыбаков пообщался с активом и властями, а потом вышел в народ. Фото с сайта www.yabloko.ru

«Яблоко» ведет предвыборную кампанию испытанными методами системных партий. Председатель партии Николай Рыбаков посещает регионы и проводит встречи с активом. Эксперты отмечают, что для «Яблока» подобная тактика, с одной стороны, уже стала традиционной, с другой – в этом просматривается определенное заигрывание с властями. Однако политологи не исключают, что ближе к выборам партия займет более критичную позицию по отношению к системе.

Несмотря на то что в Краснодарском крае у «Яблока» в активе истории борьбы местных экологов Евгения Витишко и Андрея Рудомахи с местной властью, в партийном обзоре поездки Рыбакова в Сочи об этом нет ни слова. Зато рассказывается, как председатель «Яблока» провел там семинар с региональными отделениями.

Судя по сайту партии, активисты с мест рапортуют руководству о маленьких победах в регионах. Депутат Псковской гордумы Дмитрий Пермяков обратился в УФАС с просьбой дать правовую оценку закупке по производству и размещению имиджевых роликов о работе органов местного самоуправления Пскова на телевидении. Политик считает, что под установленные технические требования подходят лишь государственные телерадиоканалы. Фракция в ЗакС Карелии под руководством Эмилии Слабуновой добилась выделения положенных по закону субсидий пансионатам для престарелых. Есть сомнение,что подобные новости могут привлечь внимание оппозиционного электората. Возникает вопрос: ведет ли «Яблоко» подобную беззубую предвыборную кампанию само по себе или в рамках договоренности с властью?

«Пока предвыборная кампания «Яблока» расфокусирована, не креативна и не технологична, – поделился своими наблюдениями с «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. – Кроме того, в подаче информации прослеживается самоограничение и самоцензура». Он напомнил, что с «Яблоком» происходит удивительная история: из кампании в кампанию она ведет себя именно так. «Сайт скучный, с заумными текстами, рассчитанными лишь на однопартийцев и экспертов. Партия даже не пытается обратиться к людям и говорить на их языке. Несмотря на то что «Яблоко» преподносит себя как партия идеологическая и ценностная, она по-прежнему остается единоличной лидерской партией, люди, исповедующие новые подходы и технологии, там не приживаются, а самодостаточные и самостоятельные, заработавшие общественное признание, нередко бывают из партии исключены», – заявил Калачев.

Эксперт отметил, что отчасти это исходит от неспособности выстраивать предвыборную работу по-другому, а отчасти из договоренностей с властью. «Яблоко» словно посылает сигнал, что будет вести кампанию спокойно и по возможности лояльно, с тем чтобы получить госфинансирование. И пока реальная власть в «Яблоке» в руках Григория Явлинского, в администрации президента не должны возражать.

«Но чтобы получить хоть сколько-нибудь значимый результат на выборах, «Яблоку» нужно жесткое контрпозиционирование, нужна яркая кампания, – убежден Калачев. – Причем партия ищет не столько поддержки Кремля, сколько хочет получить гарантию, что никаких блокировок и проблем при ведении кампании у нее не будет. Однако никто ей таких гарантий в регионах не даст, даже если будет гарантия на федеральном уровне. Есть отделения, которые договорились с местной администрацией, а есть боевые, оппозиционные ячейки, которые выстраивают коалиции с другими демократами. Но на федеральном уровне нет указания бороться с «Яблоком», есть указание бороться с навальнистами и открытороссами. Поэтому яблочники и дальше надеются оставаться в полусистемном поле, чтобы спокойно вести кампанию».

Калачев заметил, что прохождение в Госдуму в планы партии явно не входит, но и для получения госфинансирования за 3% голосов «Яблоку» все равно придется перейти к более жесткой кампании. В противном случае избиратели останутся дома или вовсе предпочтут КПРФ. «Возможно, «Яблоко» считает потерю части общеоппозиционных избирателей некритичным, а возможно, расчет на то, чтобы спокойно зарегистрировать кандидатов и выдвинуть списки, а в последний месяц перед выборами «Яблоко» начнет жесткую и интересную, яркую кампанию», – предположил политолог.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «У «Яблока» подход к выборам классический для нишевой партии, она явно не хочет идти на большой конфликт с властью. Причем и с федеральной, и с местной. Поэтому, видимо, дана установка действовать более осторожно, чтобы не обижать и не раздражать местные власти». Эксперт пояснил, что «Яблоко» извлекло выводы из кампании 2016 года. Тогда партия составила сильный общеоппозиционный список, и сама кампания была более яркой. Однако результаты на выборах оказались скромными, партия потеряла госфинансирование. «Хотя на самом деле пять лет назад скромный результат получила бы любая партия вне крымского консенсуса, «Яблоко» сделало противоположные выводы. Мол, тогда мы были слишком критичны, не получив новых избирателей и отпугнув власти. Значит, теперь надо вести кампанию помягче. Судя по всему, на этапе предварительной кампании в партии начинают выстраивать отношения с властью. Причем четкие договоренности, наверное, отсутствуют, «Яблоко» как бы предлагает не мешать ему вести агитацию. Партия рассчитывает получить хороший результат в крупных городах, а не просто 5%, чтобы покрыть малый результат по сельским поселениям и городкам. Но даже если на федеральном уровне договоренность будет, вряд ли из администрации президента будут спускать указание помогать или не мешать «Яблоку». Да и без сколько-нибудь интересной кампании шансы партии сомнительны», – подчеркнул эксперт. Впрочем, если оппозиционный электорат пойдет на «умное голосование», то свои 3% партия получит.

«Партия самостоятельна в своей позиции, а в данном случае ставку, видимо, сделали не на продвинутую молодежь и радикальных оппозиционеров, а на консервативный либеральный электорат старшего возраста. Поэтому и подача информации соответствующая, привычная для этого электората: поездки и отчеты», – предположил президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов. Эксперт напомнил, что для любой политической партии всегда важно в первую очередь мобилизовать своих избирателей, а периферийный электорат – это дело второстепенное. В то же время Куртов отметил, что, судя по всему, к «Яблоку» относятся спокойно, да и на либеральном поле это единственная партия с думской льготой. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
1279
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
2813
Системные политсилы укачивает электоральными рейтингами

Системные политсилы укачивает электоральными рейтингами

Дарья Гармоненко

ЛДПР – партия Жириновского по указу президента, Миронов тоже получил одобрение сверху

0
2166
Регионы соревнуются в общественной поддержке СВО

Регионы соревнуются в общественной поддержке СВО

Иван Родин

Каждый губернатор все-таки рассчитывает на персональную похвалу с самого верха

0
3922

Другие новости