Сергей Миронов, Геннадий Семигин и Захар Прилепин договорились о совместном руководстве партией. Фото агентства «Москва»
На сайте партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» (СРПЗП) 1 марта появилась информация о самой первой ее фракции – в горсобрании Златоуста Челябинской области. При этом самой новости уже несколько дней, что плохо говорит о пиар-обеспечении партпроекта. Эсэрам в регионах явно не слишком нужны союзники из структур Геннадия Семигина и Захара Прилепина, с которыми перед выборами надо делиться местами и ресурсами. Именно в этом проблема СРПЗП, а вовсе не в соперничестве Сергея Миронова с новыми сопредседателями за роль главного лидера. Проверкой на прочность станет согласование проходных позиций в списках и выигрышных округов. Не исключено, что эту кадровую работу придется взять на себя кураторам СРПЗП из администрации президента.
Депутат горсобрания Златоуста Вячеслав Жилин возглавил первую объединенную фракцию СРПЗП, утверждается на интернет-сайте партии. Местные СМИ, правда, опубликовали данную информацию еще 26 февраля. Очевидно, челябинские эсэры не придали этой новости большого значения. Это может объясняться и некой предысторией: Жилину, когда тот еще был главой Златоуста, жестко оппонировали именно депутаты из местного отделения СР.
Сам Жилин для участия в выборах в горсобрание после своей отставки перешел из «Единой России» в партию Прилепина, а уже оттуда попал в СР. И теперь Жилин объявляет себя будущим кандидатом в депутаты Госдумы по соответствующему одномандатному округу. Между тем Челябинская область – это давнишняя вотчина такого видного справедливоросса, как депутат ГД Валерий Гартунг.
Тот факт, что за неделю после шумного объединительного перформанса СРПЗП смогла объявить только о единственной общей фракции, говорит о вялотекущем процессе. Уже были сообщения, что традиционные эсэры в отдельных регионах скептически смотрят на перспективы такого союза. Например, в Москве и Петербурге – ведь там, по сути, нет ни «патриотов», ни «прилепинцев». С другой стороны, в ряде субъектов РФ главы реготделений «Патриотов России» отказались вливаться в СРПЗП, заявив о переходе в другие партии. То есть дело не столько в некой идеологической несовместимости, сколько, очевидно, в приближении выборов. А значит, в необходимости делиться друг с другом проходными местами в партсписках, выигрышными округами, организационными и финансовыми ресурсами.
Заметим, что до недавнего времени даже лояльные власти социологические службы не показывали рост СРПЗП после объявления об объединении. Скажем, фонд «Общественное мнение» (ФОМ) держит рейтинг этой партии на уровне 6–7%. ВЦИОМ до недавнего времени был согласен с коллегами, но на прошлой неделе все-таки намерил СРПЗП некий совокупный показатель электоральной поддержки в 11% с лишним. Тем не менее это еще слишком далеко от заявленных тем же Мироновым планов захватить в Госдуме второе место после ЕР, а значит, оттеснить от пьедестала КПРФ и ЛДПР.
Депутат из Златоуста Вячеслав Жилин стал лидером первой фракции «Справедливой России – Патриотов – За правду». Фото РИА Новости |
«НГ» спросила у экспертов, действительно ли главным вызовом для СРПЗП является не соперничество Миронова, Прилепина и Семигина за позицию подлинного лидера партии, а жесткие разногласия по конфигурации выборных списков. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что вообще-то распределение проходных мест начинается с дележа регионов. Просто в силу того, что у той или другой партии есть разные истории успеха. «Но тема федерального списка наверняка модерируется в АП», – подчеркнул он. Поэтому в списки СРПЗП «обязательным порядком попадут и финалисты «Лидеров России», даже если придется кого-то «уплотнить». «Проблемы личных амбиций отдельных персонажей будут решаться без сантиментов, проходных мест на всех не хватит. Как вариант – выдвижение в округах, но по ним тоже возможна модерация со стороны АП. При этом большинству от ЕР они не угроза», – отметил Калачев.
Что касается смысла объединения, то это производное от двух обстоятельств – осознания, что СР нужна была перезагрузка, и желания отщипнуть электората у КПРФ и ЛДПР. Но не факт, что это получится, можно и новых избирателей не приобрести, и старых потерять, заметил эксперт. В отношении же УМГ, сказал Калачев, ситуация такая: «У ЛДПР и КПРФ есть какая-то субъектность, а какая субъектность у СР, если даже руководителя аппарата им в АП подбирают?»
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Формирование предвыборных списков – это всегда испытание, для любой партии, оно будет идти всю весну. Но самое первое испытание для СРПЗП – это все-таки позиционирование себя в публичном пространстве». При этом эксперт отметил, что при составлении списков у партии возникнет немало проблем, поскольку вряд ли СРПЗП займет в Госдуме второе место. Судя по социологии, проходных мест не так много, а претендентов на них – много больше. Макаркин напомнил, что и возможности получать от ЕР проходные одномандатные округа у думской оппозиции сокращаются. «Конечно, в СРПЗП сейчас начнется дележка мест, квота будет предусмотрена и для людей Прилепина, и для Семигина, однако вопрос в том, будет ли эта квота на проходные места или в целом по списку. Скорее всего большинство решений партия примет внутри себя, в АП будут модерировать попадание на проходные места, расчищать округа для наиболее известных личностей. То есть по большому счету проблемы Семигина и Прилепина власть не волнуют», – отметил он, но уточнил, что те, конечно, получат для себя проходные места.
Макаркин не исключил, что от СРПЗП может пойти какая-то часть тех кандидатов, которым не хватит места в ЕР, но в целом такие кандидаты будут делегированы сверху с целью «страховки от сценария 2011 года, когда в партии Миронова вдруг оказалось движение белоленточников». Кстати, эксперт уверен, что УМГ «распознает» «выдвиженцев власти» и «административных кандидатов» из списков СРПЗП. «Понятно, что смысл объединения СР с Прилепиным и Семигиным – это повышение общей лояльности, а также реализация запроса избирателей на некое «обновление» партийной системы».
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Объединенная СР – это политтехнологический проект, в котором капитализировали бренд партии, а также связи Миронова в истеблишменте и историю двух старых игроков – Семигина и Прилепина, которые имеют свой бэкграунд. Конечно, взгляды этих политиков противоречивы, ставка делается на альтернативность в партии, на обновление, хотя во многом объединение выглядит как попытка скрестить ужа с ежом. Этот проект по сути – избирательное объединение, блок, он может выстрелить, а может не выстрелить». По информации эксперта, «судя по всему, ситуация в партии модерируется в околокремлевских кулуарах, об этом говорит состав политтехнологов, работающих с партией». То есть, может быть, это и чей-то частный проект, но это проект, одобренный властью. «Конечно, ломаться копья за списки будут, но это будет происходить кулуарно внутри партии. Судя по всему, перед объединением были переговоры – и поскольку лидером стал Миронов, ему придется подвинуться в другом месте, например, в списках», – подчеркнул Мухин.
комментарии(0)