Вячеслав Володин опасается, что голосование через интернет может быть небезопасным. Фото с сайта Государственной думы РФ
До старта выборов в Госдуму остается три с половиной месяца, а для определения ключевых подходов к ним, которые, возможно, потребуют законодательных изменений, времени еще меньше. Между тем внутри власти, похоже, продолжается борьба и за концепцию думской кампании, и за подряды на ее проведение. Но уже понятно, от чего решено на всякий случай отказаться. Прежде всего от обещаний широко использовать сетевые сервисы. Например, дистанционное электронное голосования (ДЭГ) или сбор подписей для регистрации кандидатов через портал «Госуслуги». Все это не выйдет за рамки эксперимента. Потому что для путинского большинства, мобилизуемого на поддержку «Единой России», интернет не нужен и даже вреден, ведь там доминирует протестный электорат.
По закону избирательная кампания должна быть объявлена от 110 до 90 дней до 19 сентября, то есть в первой половине июня. К этому времени власть должна успеть со всеми законодательными корректировками. С одной стороны, способность Госдумы к авральному труду не утрачена, а с другой – менять правила выборов под самый дедлайн неприлично. Но, возможно, с этим придется смириться, потому что Кремль, похоже, до сих пор определяется с тем, какой по составу парламент ему хотелось бы получить и что для этого можно или необходимо сделать.
Это нетрудно заметить по информационным вбросам последнего времени. Например, произошла очередная реинкарнация слуха о досрочном переизбрании Госдумы – якобы 22 августа вместо 19 сентября. Поскольку в таком сценарии нет внятной логики, то речь, видимо, идет об информационном воздействии одной «башни» на другую.
Судя по всему, больше похожи на правду разговоры о том, что в Кремле продолжаются дискуссии о системе выборов в Госдуму – ставить на мажоритарные округа либо продавливать ЕР по партспискам, запускать на орбиту новые политпроекты или консервативно ограничиться большой партийной четверкой.
При этом отказано, похоже, пока только одному сценарию – организации выборов с широким использованием интернета. Это стало понятным после встречи президента Владимира Путина с главными редакторами ведущих российских СМИ. По информации «НГ», в ходе этой беседы была поднята тема о повышении прозрачности и бесспорности электоральных процедур благодаря современным технологиям. Конкретно главе государства был задан вопрос об установлении и для выборов Госдумы возможности сбора подписей граждан через портал «Госуслуги». Сейчас такая возможность предусмотрена лишь для региональных и муниципальных кампаний, причем оговаривается: собрать можно не более половины от положенного количества, а какой точно процент – решают сами субъекты РФ. Как оказалось, Путин, судя по всему, вообще не в курсе, что такая норма уже есть в законодательстве. И после традиционных слов о том, что власть заинтересована в максимальной открытости выборов, президент дал понять, что поинтересуется ситуацией у специалистов.
На выборах в Москве голосование по интернету применяется уже несколько лет. Фото агентства «Москва» |
В принципе после таких разъяснений становится понятно, почему председатель Центризбиркома Элла Памфилова так явно дала задний ход с распространением ДЭГ уже в ходе избирательной кампании 2021 года. Напомним, что еще в прошлом году она прогнозировала полномасштабную альтернативу со стороны ДЭГ традиционному формату выборов. Потом речь пошла все-таки о продолжении эксперимента, но достаточно крупного – не менее 20 регионов. И вот теперь официально заявлено, что ДЭГ пройдет не более чем в шести субъектах РФ, одним из которых является Москва. Более того, как объяснили в ЦИКе, в мае предстоит некий экспериментальный прогон, после которого будет определен окончательный круг участников.
Понятно, что Памфилова делает акцент именно на готовности регионов к ДЭГ, которая основана в том числе и на уровне проникновения интернета. Володин, кстати, тоже пояснил, что сбор подписей через «Госуслуги» – это тема лишь для крупных городов, а в большей части страны данный портал является малоизученным дивом. Правда, тогда непонятно, каким же образом во время пандемии граждане из провинции смогли получать пособия на детей. Так что на самом деле речь, как представляется, идет о рисках, которых опасается сама власть. Но это скорее всего не потенциальная угроза со стороны владельцев интернета – США, а высокий уровень проникновения в Сеть оппозиционных сил. И тогда становится понятным, что недавний пакет законов о возможной блокировке самых популярных соцсетей – это не пиар, а закладка на будущее.
комментарии(0)