Захар Прилепин обогатит «Справедливую Россию» риторикой времен СССР. Фото РИА Новости
Медийная подсветка «Справедливой России» Сергея Миронова, «За правду» Захара Прилепина и «Патриотов России» Геннадия Семигина связана с предстоящим 22 февраля съездом по преобразованию в партию СРЗППР. И, похоже, это может быть не только некий мегаспойлер КПРФ. Например, Прилепин высказывается жестко вовсе не о коммунистах, а о либералах из несистемной оппозиции. По антизападной и патриотической риторике новые эсэры, похоже, точно превзойдут «Единую Россию». Так что возможно и иное применение данного проекта – с учетом изначальной концепции СР как левой ноги Кремля. В преддверии выборов администрация президента готовит для Владимира Путина колоду политических карт. Какую из них он в итоге вытащит, сейчас сказать трудно. Но если конституционное большинство для ЕР окажется задачей трудноосуществимой, то останется вариант пропутинской коалиции с участием младшей партии власти – СРЗППР.
Из всего нынешнего информационного шума, сопровождающего настойчивый предсъездовский пиар СРЗППР, стоит выделить два события. Первое – это назначение нового руководителя центрального аппарата СР политтехнолога Дмитрия Гусева, второе – это интервью Прилепина изданию Ura.ru. Гусев, который известен тесными связями с администрацией президента и подрядами, которые его фирма получала на проведение множества избирательных кампаний, открыто заявляет СМИ, что его задача – вывести новых эсэров на второе место по итогам выборов в Госдуму. При этом, как выяснила «НГ», Гусев будет работать в партии именно в качестве некоего внешнего куратора.
Прилепин же утверждает, что создания СРЗППР давно добивался именно он, а не Миронов. Лидер «За правду» при этом весьма пренебрежительно отозвался о неприятии его фигуры рядом региональных отделений СР. Прилепин считает, что это проблема Миронова, с которой тот как-нибудь справится. Между тем, кроме недовольства питерских эсэров, серьезная фронда, как узнала «НГ», складывается и в Москве. Столичное отделение возглавляет депутат Госдумы Галина Хованская, у которой с Прилепиным ничего общего нет. По сведениям «НГ», руководители московских эсэров будущего лидера объединенной партии называют исключительно «нацболом». Имея в виду даже не столько политические увлечения Прилепина в юности, сколько его нынешние высказывания. В интервью он, скажем, заявил, что требует для своих сторонников возможности в том числе и гражданского противостояния навальнистам, а не только политического. Прилепин активно транслирует лозунги в стиле «Россия – осажденная Западом крепость», однако в отличие от единороссов призывает не только лаять, но и по возможности кусаться.
Однако лидеру КПРФ Геннадию Зюганову Прилепин высказывает демонстративное уважение, отдавая дань его опыту, но настаивая, что время для обновления наступило и для коммунистов. Понятно, что СРЗППР будет использована для того, чтобы в ходе подсчета голосов отписать от КПРФ несколько процентов. Но не очень понятно, для чего Кремлю нужно с такими целями не просто городить новую партию, а брать ее под непосредственное кураторство руками доверенных специалистов вроде Гусева. Стоит напомнить и о странных соцопросах, показывающих, что именно после заявлений об объединении с СР электоральные рейтинги прилепинцев и семигинцев стали быстро расти, хотя, казалось бы, они, наоборот, должны обнулиться. Похоже, начинается формирование общественного мнения о трех могучих силах, которые после слияния превратятся в политического гиганта.
Как минимум это означает, что Кремль хочет получить еще один источник одобрения своего антизападного курса, а также, возможно, использовать радикалов из будущей СРЗППР для привлечения молодежи. То есть слепить что-то вроде расширенной версии «Наших», которые под официальными партийными флагами будут гонять по улицам хипстеров-навальнистов. Но нельзя исключить и более серьезного варианта. К выборам для Путина традиционно готовятся сразу несколько сценариев, из которых он в конце концов выбирает один. Возможно, сейчас как раз и идет подготовка к быстрому превращению СРЗППР в младшую партию власти, в том случае если ЕР все-таки не потянет задачи получить конституционное большинство.
Политтехнолог Дмитрий Гусев укрепил аппарат «Справедливой России» своими связями с администрацией президента. Фото со страницы Дмитрия Гусева в Facebook |
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев сказал «НГ»: «То, что СР займет второе место в Госдуме и станет еще одной партией власти – это байки. Изначально этот союз выглядит искусственным. Риторика «За правду» иная, чем та, к которой привык ядерный электорат эсэров, она больше напоминает риторику ЛДПР и отчасти КПРФ». Эксперт не верит, что ЕР может потерять конституционное большинство, поскольку в нынешней политической системе выборы полностью контролируемы и подстроены под интересы партии власти. Но, судя по тому, что в СР теперь Дмитрий Гусев, эта партия получила внешнее управление со стороны Кремля. Так что не исключено, что и часть кандидатов может пойти от этой обновленной СР, а не от ЕР. При этом Калачев согласен, что для власти продвигаемый левыми «поворот» не так опасен, как действия несистемной оппозиции.
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов сказал «НГ», что с СР сложилась странная ситуация: ранее у партии были самые низкие антирейтинги, за нее традиционно голосовали путинисты, для которых по каким-либо причинам была неприемлема ЕР. «Сейчас же такое ощущение, что союз с малыми партиями добавил СР токсичности. Она действительно может больше потерять, чем выиграть. Впечатление такое, что все это было сделано не для усиления СР, чтобы ее сделать ногой и опорой власти, а, наоборот, для того, чтобы провластный электорат вернулся к ЕР», – предположил эксперт. А для антизападной риторики, заметил он, власти достаточно КПРФ и ЛДПР. «Левые настроения высоки, но контролируемы, а либеральные настроения высоки и неконтролируемы – и это власть беспокоит. Поэтому, возможно, несистемной оппозиции на уровне риторики и противопоставляют патриотов», – подчеркнул Куртов.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заявил «НГ», что «обновленная СР выглядит как спарринг-партнер КПРФ, так что у коммунистов возникает проблема на выборах, это для них повод задуматься». Эксперт согласился, что изначально СР образовалась как партнер власти. И в связи с этим возможен будущий альянс в Госдуме при отсутствии у ЕР конституционного большинства. При этом Мухин уверен, что как оружие против несистемной оппозиции обновленную партию не получится использовать, потому что она «плюшевая».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Будущее могущество партии очень ограничено, поскольку обновленная СР, судя по всему, ни при каких условиях не должна играть на электоральном поле ЕР. И хотя объединение дало рост рейтингов за счет роста интереса к партиям, но хватит ли его для второго места, пока не прогнозируемо». Эксперт напомнил, что СР была создана в 2007 году как вторая нога партии власти, но оказалась слишком короткой. По мнению Макаркина, обновленная СР будет, как и раньше, забирать голоса тех избирателей, которые «за Путина», но не готовы голосовать за ЕР. Но при этом СР для власти – это такая же страховка, как и ЛДПР, при отсутствии конституционного большинства у ЕР. Макаркин отметил, что, несмотря на то что Кремль чувствует угрозу даже не из политического либерального спектра, а непосредственно от молодежи до 35 лет, новая партия на уровне риторики призвана укрепить позиции власти. «Ситуация такая, что второй ногой власти станет не сама по себе СР, а все три думские оппозиционные партии, которые безоговорочно поддерживают внешнюю политику власти. А против «либеральной угрозы» они высказываются и так. Новая СР вряд ли привлечет молодежь, это скорее партия среднего и старшего поколения», – отметил эксперт.
комментарии(0)