0
5404
Газета Политика Печатная версия

24.01.2021 20:53:00

Планы по белоруссизации протеста могут не сработать

По итогам 23 января у властей появился материал для масштабных дел против оппозиции

Тэги: акция, протесты, навальный, оппозиция, власть

Все статьи по теме "Инцидент с возможным отравлением Алексея Навального"


акция, протесты, навальный, оппозиция, власть Фото REUTERS

Акция 23 января в защиту Алексея Навального показала тактику его сторонников, которые, видимо, будут переводить спонтанный протест в «белорусский формат» перманентных митингов. Это должно послужить радикализации электоральных настроений и сплочению несогласных под единым руководством. Эксперты пока сомневаются в успехе такого замысла. Для власти итогом выступлений стали материалы для инициирования большого уголовного дела – условно говоря, «дворцового». Не исключено, что на этом настаивают силовики, упирая на то, что информационное воздействие на оппозицию провалилось. Госпропаганда не испугала в основном молодежный протест «детской» темой, а намеки на «врагов народа» и агентов Госдепа новое поколение, похоже, игнорирует. Слабое место власти в том, что она сама в это верит и игнорирует социально-экономические основы нынешнего роста недовольства людей.

По статистике проекта «ОВД- инфо» на акциях 23 января было задержано более 3,5 тыс. человек, из них около полутора тысяч в Москве и более 500 в Петербурге. Более чем сотня задержанных оказалась в Казани, чуть меньше – в Новосибирске, Воронеже, Нижнем Новгороде. Хабаровск, на который смотрели как на градусник для всей нестоличной России, дал 65 задержаний. В остальных, а навальнисты утверждали, что их призывы были услышаны в более чем 100 городах страны, задержанных было от полусотни и меньше.

Пока последние протестанты убегали от полиции в окрестностях столичного СИЗО «Матросская тишина», где отбывает карантин сам Навальный, координатор региональных штабов Леонид Волков объявил, что следующая акция пройдет ровно через неделю. То есть надо понимать так, что 30 января. Пока медийные ресурсы навальнистов времени и точек сбора не называют, однако показательной была воскресная информация из Владивостока. Местный штаб Навального заявил, что все призывы выйти на улицу 24 января – это провокации со стороны властей. Таким образом, становится понятным, что сторонники главного оппозиционера РФ решили проводить белоруссизацию нынешних пока еще спонтанных протестов. Понятно, что к требованиям освобождения Навального это имеет мало отношения, более того, акция прямо накануне намеченного на 2 февраля суда над ним скорее приведет к посадке, чем освобождению лидера.

Однако в перспективе предстоящих выборов, к которым необходимо хорошо подогреть электоральную атмосферу, а также сплотить оппозиционные силы по максимуму, белорусская тактика имеет свои плюсы. Однако первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что «в России иная ситуация, чем в Белоруссии, там протест против Лукашенко шире, да и износ власти – больше, глубже и сильнее».

Эксперт отметил, что против белоруссизации протеста играет несколько факторов. Например, белорусы не обращают внимания на геополитику, в них нет имперского чувства, просто урбанизированная молодежь желает жить как в соседних Польше и Литве. У россиян такого подхода, в общем-то, нет, да и протестный уровень в России все-таки ниже: «Протест купирует страх перед 90-ми годами у старшей части населения, а вот в Минске на акции массово выходят и пенсионеры». То есть, полагает Макаркин, протесты могут продолжаться дальше, но именно по конкретным поводам, связанным с Навальным, а затем будет выход на думскую кампанию, когда протестующие могут уже требовать регистрации кандидатов. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев сказал «НГ», что «протестовать по белорусскому сценарию у навальнистов вполне может получиться, но это бессмысленно»: «Частотой мероприятий можно только заглушить протест, выпустить пар, замылить движение». Эксперт также считает, что эффективнее было бы протестовать по конкретным поводам – например, по итогам приговора Навальному или летом в ходе выборной кампании.

Если тактика оппозиции в принципе становится понятной, то действия власти пока видны лишь в потенциале. 24 января из многих регионов шли сообщения об арестах координаторов штабов Навального. Уже ясно, что на следующей акции большинства из них не будет, а следовательно, протесты опять получатся несконцентрированными. Именно это помогает силовикам набирать материалы для возможных в будущем уголовных дел, которые, если на то появится политическое решение, могут превратиться в одно «дворцовое дело». В ряде СМИ уже появился список вроде бы как возбужденных дел, но заметно, что все это не более чем локальные проявления. Более того, оказалось, что, скажем, в Петербурге, где накал страстей почти не уступал московским, большинству задержанных выписали лишь штрафы за нарушение ковидных ограничений.

Между тем 23 января показало провал нарративов госпропаганды: на акции протеста вместо ожидаемых несовершеннолетних вышли студенты и молодежь. Кстати, на Telegram-канале ВЦИОМа выложено не только данное исследование, но и еще одно, проведенное на госгрант. В нем было выявлено, что хотя протесты последних лет организует именно Навальный, их участники, разделяя пафос борьбы с коррупцией как главным злом, вовсе не разделяют никаких антироссийских настроений. Более того, являются сторонниками развития страны. То есть и утверждения о сплошных агентах Госдепа тоже не подтвердились. Впрочем, нынешнее поколение, похоже, на подобные штампы внимания почти не обращает, а превращает их в мемы.

Однако, скажем, Макаркин полагает, что для власти есть перспектива изображать протестующих – пусть даже и молодежь – именно врагами страны. Просто потому, что теперь власть и оппозиция перешли на аргументы времен диссидентов. И эксперт все-таки не согласен с тем, что люди вышли на улицу 23 января из-за ухудшения уровня жизни: «Когда социально-экономическая ситуация ухудшается, многие как раз остаются дома, боятся потерять работу». Калачев же предположил, что на протест массово вышли люди не столько за Навального, сколько против социально-экономического кризиса, из-за чувства, что страна зашла в тупик: «То есть произошла синергия протеста, при отрицании этого феномена власть в дальнейшем ждут проблемы. В этой ситуации у нее есть два пути: проявлять заботу о гражданах, рисовать им какой-то образ будущего либо все же обвинить протестующих в том, что они враги». Эксперт опасается, что будет принят второй вариант, потому что «идет полное упрощение политической жизни, есть «мы» и «они» – «патриоты» и «враги». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Абхазия лишилась президента

Абхазия лишилась президента

Игорь Селезнёв

Отставку главы государства поддержало большинство депутатов

0
950
Коренные новозеландцы держатся за свои привилегии

Коренные новозеландцы держатся за свои привилегии

Данила Моисеев

Маори воспротивились попыткам сделать их равными другим жителям

0
772
Суд в Гонконге преподал урок оппозиционерам

Суд в Гонконге преподал урок оппозиционерам

Владимир Скосырев

Проигравшие получили от 4 до 10 лет тюрьмы

0
893
От Трампа ждут свержения Мадуро

От Трампа ждут свержения Мадуро

Ирина Акимушкина

Почему события вокруг Венесуэлы могут принять новый оборот

0
859

Другие новости