0
3774
Газета Политика Печатная версия

11.01.2021 20:52:00

Офицеров ФСИН могут пропустить через полиграф

Гуманность предлагают сделать кадровым лифтом в уголовно-исполнительной системе

Тэги: фсин, насилие, правозащита


фсин, насилие, правозащита Фото сайта freepik.com

Правозащитники предложили проверять руководящие кадры ФСИН на склонность к насилию. Обращение направлено в Минюст и администрацию президента. По мнению экспертов, начальников учреждений и территориальных органов следовало бы тестировать на полиграфе. А перед продвижением по службе учитывать количество происшествий – пыток и преступлений в отношении заключенных. Сейчас, отмечают правозащитники, тех руководителей уголовно-исполнительной системы (УИС), которые потворствуют насилию, укрывают от ответственности переводом на более высокие должности.

По словам правозащитников, насилие в пенитенциарной системе продолжается с гулаговских времен. Бороться с тюремным садизмом они предлагают с помощью кадровых чисток: дескать, менталитет чиновников УИС можно поменять только в том случае, если за правонарушения и преступления, совершенные на службе, их начнут реально наказывать. Речь идет о том, чтобы радикально переформатировать работу управления кадров ФСИН. Исключить назначение на руководящие должности (начальников территориальных органов и управлений ведомства) людей, склонных к жестокости и причастных к созданию условий для массовых и грубых нарушений прав человека.

По словам авторов обращения, при решении кадровых вопросов, связанных с повышением, аттестационные комиссии, отделы кадров и кадровое управление ФСИН попросту игнорируют ситуацию с соблюдением прав человека во вверенных офицеру учреждениях. Многочисленные жалобы заключенных и их родственников, количество поступивших заявлений и даже проверки, проводимые прокуратурой и Следственным комитетом, в расчет не берутся. По идее, должны учитываться тяжкие и особо тяжкие преступления в подведомственных кандидату учреждениях УИС, но кадровики обращают внимание лишь на уже вступивший в силу обвинительный приговор.

Используются пути обхода существующих ограничений. «Допустим, до приговора суда офицера ФСИН переводят на другой пост в другой регион, и таким образом на кадровых решениях лицу, де-факто замешанному в создании условий для «пресс-хат», пыток и жестокости, де-юре удается уйти от какой-либо ответственности», – указывают общественники. Они приводят примеры, когда начальников, при которых процветали насилие и издевательства над заключенными и зачастую потворствующих этим явлениям, с начала расследования, но «еще до наступления негативных последствий и вынесения обвинительных приговоров в спешке… повышали и назначали на генеральские должности».

«Необходимо пересмотреть кадровую политику ФСИН РФ и ввести приоритет при назначении на руководящие должности лиц, которые защищают права человека и уважают, придерживаются всех требований Конституции РФ и УПК, УИК РФ, в том числе на запрет пыток и бесчеловечного обращения с заключенными», – говорится в их письме к властям. Важно исключить продвижение по службе лиц, которые когда-либо были замешаны в создании условий для пыток, бесчеловечного обращения и грубых нарушений прав человека. Для этого предлагается запросить у Генпрокуратуры и Верховного суда, председателей региональных и краевых судов копии обвинительных приговоров и «справок по итогам расследований фактов пыток, превышений и злоупотреблений служебными полномочиями, халатностей, повлекших гибель заключенных, фактов убийств и расправ, принуждений к даче показаний с применением пыток и вымогательств, к которым причастны сотрудники УИС и агенты из числа заключенных». Помимо прочего, говорится в документе, в справках-«объективках» и характеристиках для должностных лиц среднего и руководящего состава нужно ввести обязательное упоминание о подобных фактах.

Как рассказал «НГ» руководитель Независимого комитета против пыток и коррупции Gulagu.net Владимир Осечкин, во ФСИН регулярно происходят ротации. Многие высокопоставленные сотрудники зачастую замечены в садистских проявлениях, но поскольку каждые несколько лет их переводят и повышают в должностях, то практически невозможно отследить их причастность к пыткам. «Мы выяснили удивительную вещь: в центральном аппарате ФСИН нет ни одного отдела или управления по вопросам противодействия пыткам и по учету данных о пытках и насилии для решения кадровых вопросов и понижения в должности тех руководителей территориальных органов и учреждений, кто допустил во вверенных им СИЗО и колониях грубые и систематические пытки, насилия и изнасилования», – сообщил правозащитник. По его словам, вверх по карьерной лестнице во ФСИН за последние десять лет продвинулись десятки жестоких офицеров. Более того, те подразделения, которые должны выявлять факты применения пыток и их пресекать – оперативные отделы при СИЗО и колониях, – сами наиболее часто их используют. Сотни людей оговаривают себя и дают «нужные показания» на тех, на кого укажут оперативники ФСИН. «В краткосрочной перспективе это приводит к улучшению показателей раскрываемости, получению званий и благодарностей, но в целом такая система не исправляет, не делает оступившихся лучше, а, наоборот, делает их более хитрыми, подлыми и жестокими», – подчеркнул Осечкин. Он считает, что новое руководство ФСИН может прислушаться к мнению правозащитников, поскольку оно также заинтересовано в ротации скомпрометировавших себя начальников и исправлению ситуации на местах.

А вот что рассказал «НГ» экс-заместитель начальника Управления кадров ФСИН РФ, полковник Спартак Круглов: «За все годы моей службы в центральном аппарате ФСИН и руководства территориальным органом в Калининграде мы никогда не указывали в характеристиках и протоколах заседаний аттестационных комиссий уровень соблюдения прав человека в местах принудительного содержания. Так вопрос в принципе никогда не стоял, а мои попытки изменить эту ситуацию закончились моим увольнением со службы».

Круглов допускает, что новые руководители ФСИН и Министерства юстиции, настроенные на открытость системы, учтут идеи и предложения правозащитников и захотят сделать систему гуманнее. «От критериев оценки деятельности офицерского состава зависит, станет ли УИС через несколько лет гуманнее. Но личному составу важно разъяснять, что соблюдение прав человека в СИЗО и колониях – это не мягкость, не слабость, а, наоборот, высшая степень служебной дисциплины и четкое исполнение служебных обязанностей», – заявил собеседник «НГ».

«Мы видим, как одним за другим берут под стражу генералов ФСИН, высокопоставленных руководителей, – говорит председатель Комитета родственников заключенных Елена Брылякова. – Но все они обвиняются в хищениях, их увольняют и осуждают за воровство. Ни одного генерала или полковника не осудили за то, что он создал пыточные «пресс-хаты» или организовал жестокие приемки в СИЗО и колониях. Система такое скрывает и не отражает в документах. Начальников региональных управлений могут наказать за неизрасходованные средства и остатки к концу финансового года, но до сих пор не привлекают к дисциплинарной ответственности за то, что изнасиловали или убили заключенного». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Белорусские оппозиционеры просят их помиловать

Белорусские оппозиционеры просят их помиловать

Дмитрий Тараторин

Все больше заключенных, осужденных за антипрезидентские выступления, обретают свободу

0
1914
Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Екатерина Трифонова

Уровень повторных преступлений в 2022–2023 годах оставался высоким

0
3491
Правозащитники хотели бы помочь прокурорам

Правозащитники хотели бы помочь прокурорам

Екатерина Трифонова

Надзорные проверки мест лишения свободы не должны превращаться в бумажную работу

0
2962
Генпрокурор России намерен обязать подчиненных проверять учреждения ФСИН не менее раза в месяц

Генпрокурор России намерен обязать подчиненных проверять учреждения ФСИН не менее раза в месяц

0
2420

Другие новости