Президент Владимир Путин в соответствии с Конституцией получает статус единственного лидера нации. Фото Sputnik/Reuters
Законопроект о Госсовете РФ принят во втором чтении, окончательное утверждение Госдума проведет 25 ноября. Документ в составе пакета инициатив будет одобрен Советом Федерации 2 декабря. Так что в середине следующего месяца председатель Госсовета Владимир Путин сможет перезапустить эту структуру. Ключевой целью законопроекта была расшифровка понятия «единая система публичной власти» (ЕСПВ), введенного в Конституции. Однако депутаты 24 ноября так и не внесли в текст ни единой поправки. Видимо, это означает, что в Кремле продолжают думать о контурах и содержании ЕСПВ. По ходу ее формирования в будущем году правовые основы страны, похоже, подвергнутся новым корректировкам.
Предложенный президентом законопроект о Госсовете Госдума поддержала уверенным конституционным большинством в 344 депутата. Противниками выступили только коммунисты, которые подготовили к документу список поправок. Однако ни одно из замечаний фракции КПРФ не прошло. Глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников – в данном случае официальный представитель Путина по обсуждаемому вопросу – заявил, что все претензии к тексту напрасны, уточнения – излишни, а дополнения – избыточны. Основным аргументом единоросса стали такие слова: это президентский орган, а стало быть, сам председатель Госсовета и решит, каким образом тот будет действовать.
Дело в том, что поправки от КПРФ были попыткой жирно подчеркнуть именно консультационный статус Госсовета. Ведь левые подозревают, что этот обновленный орган однажды подомнет, а потом, возможно, и заменит собой парламент. Депутат ГД от КПРФ Юрий Синельщиков так прямо и заявил, что, дескать, Кремль страхуется в ожидании тех времен, когда большинство в нижней палате все-таки получит оппозиция. Стоит отметить, что представители Кремля почему-то весьма нервно реагируют на всяческие подозрения о якобы коварных планах власти на будущее. Напомним, что недавно в ходе дискуссии по другому проекту – об усилении неприкосновенности президентов-отставников – недоверчивым оппозиционерам уже был дан совет покинуть Охотный Ряд и отправиться на улицу выяснять мнение людей.
Таким образом, в первоначальном тексте ко второму чтению не было сделано ни одного изменения – даже редакторского или юридико-технического плана. Это значит, что закон о Госсовете по каким-то причинам выбился из общего ряда инициатив, внесенных Путиным во исполнение поправок к Конституции. Во всех тех документах, объем которых был больше, чем одна-две машинописные страницы, исправления были. Значимость этого факта объясняется сложившимися законотворческими традициями. Инициатива президента обычно подвергается правке только с разрешения кремлевской администрации, чаще всего любые корректировки по ходу думских чтений – это результат ее додумывания.
То есть это поправки, сформулированные в Государственно-правовом управлении, а депутатами только внесенные.
Заседания Госсовета в полном составе по традиции проходят в кремлевских залах. Фото с сайта www.kremlin.ru |
Что же касается теперь «узаконенного» Госсовета, то он мало чем отличается от прежнего «указного», который существует уже 20 лет. Напомним, что соответствующее решение Путина было оглашено 1 сентября 2000 года, первое заседание состоялось 22 ноября того же года. То есть с перезапуском Госсовета к круглой дате не успели, но вряд ли это так важно. В составе обновленного органа, если президент объявит о его сборе, положим, в середине декабря, все равно окажутся те же губернаторы, премьер-министр, спикеры обеих палат парламента, руководитель администрации Кремля. Как и прежде, Путин, если сочтет необходимым, сделает членами Госсовета и иных лиц, например лидеров думских фракций или представителей муниципальной власти, а может быть, и каких-то общественных авторитетов.
Сам Госсовет будет работать по давно отработанной схеме: общие, то есть, по сути дела, торжественные заседания – примерно раз в год в Большом Кремлевском зале, президиум может собираться почаще. Но основными функционирующими подразделениями будут комиссии и рабочие группы, хотя, например, и о них в последнее время мало чего слышно. То есть пока по закону активность Госсовета никак не сможет быть выше президентской, однако стоит заметить, что недаром для легитимации этого органа в Конституции была выбрана двухэтажная схема. В Основном законе прописана общая норма, а за подробностями идет отсылка к закону специальному. А если и в нем ничего нет, то это должно означать, что перед нами «спящий» правовой акт, который можно разбудить в любой момент.
Например, это может произойти уже в следующем году, когда все-таки, видимо, будет происходить законодательная имплементация ЕСПВ в существующие правовые основы. Заметим, что тот же Крашенинников в ходе первого чтения в ГД признал, что понятие ЕСПВ должно найти отражение буквально во всех действующих законах. Он сказал, что, правда, к этой работе пока никто не приступил. Другими словами, в Кремле уже решили, что Путин будет руководить этой ЕСПВ, но пока не могут представить, что из этого следует. Ведь президент сейчас и так является гарантом Конституции, отвечает за согласованную деятельность всех властей, то есть является единоличным лидером страны. Но если, к примеру, вводить должность председателя РФ – по аналогии с Китаем, то для этого придется проводить референдум.
комментарии(0)