У вокзала в Барнауле протестные выступления по-прежнему запрещены. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Субъекты РФ не спешат исполнять решение Конституционного суда (КС) о корректировке законов, ограничивающих проведение публичных мероприятий вблизи объектов социальной инфраструктуры. В основном региональные власти еще только собираются «рассмотреть вопрос» об изменении правил организации митингов. Часть регионов пытается обойти предписание КС, сняв ограничения лишь частично, а кое-кто тут же вводит новые условия согласования акций. По мнению экспертов, все дело в отсутствии ответственности за неисполнение указаний высшей судебной инстанции страны.
Свои претензии к региональным законам КС сформулировал еще в июне этого года. Он потребовал снять запреты на проведение публичных мероприятий возле образовательных и медицинских организаций, а также религиозных и военных объектов. На тот момент подобные ограничения действовали в 60 субъектах РФ.
Им было дано полгода на исправление дефектов законодательства, однако уже к началу августа регионы должны были представить соответствующие поправки. Как следует из специального доклада проекта «ОВД-Инфо», во многих регионах власти даже с подготовкой изменений не стали спешить. Пока лишь в десяти убраны запреты на акции вблизи упомянутых объектов. Еще в четырех субъектах РФ ограничения устранены частично. Например, в Ивановской области зону вокруг военной инфраструктуры просто сократили с 500 до 100 м.
В своем исследовании «ОВД-Инфо» использовало как базу данных о нормативных актах, так и ответы властей на коллективный запрос от членов президентского Совета по правам человека (СПЧ). Он был разослан в середине августа в основном «в регионы с абстрактными территориальными запретами». Отреагировали, по сути, лишь 28 субъектов РФ, причем в 14 сообщили, что «работа над приведением норм в соответствие с предписанием КС» только ведется. Где-то проект готов, но пока не внесен на рассмотрение Заксобрания, где-то лишь «прорабатывается вопрос» и «изучается практика других регионов». Некоторые же регионы вообще придрались к ошибкам с оформлением этого запроса СПЧ.
При этом у правозащитников есть большие сомнения, что нормы, не соответствующие указаниям КС, будут вычеркнуты в полном объеме. В исследовании «ОВД-Инфо» указано, в частности, на возможность свободных трактовок решения суда в сторону их сужения. Уже есть примеры, когда власти принялись «исключать лишь конкретные упомянутые судом запреты», а остальные – сохранять. «В Алтайском крае, Калининградской и Псковской областях после исправлений в законе сохранились запреты по железнодорожным и автовокзалам. В Брянской области по-прежнему запрещено проводить митинги на территориях парков, а в Ханты-Мансийском автономном округе – на привокзальных площадях», – говорится в этом документе.
Между тем в своем июньском постановлении КС в целом раскритиковал «любые подобные территориальные запреты вокруг объектов определенного типа без указания на конкретные обстоятельства». Сейчас часть регионов стараются сохранить эту ситуацию де-факто, добавляя условия действия запретов. Так, в Дагестане акции рядом с образовательными и медицинскими организациями проводить, как и раньше, нельзя, если планируемое мероприятие «может ограничить доступ граждан к указанным объектам». Понятно, что такая формулировка позволяет отказывать в любом неугодном власти митинге. В Карачаево-Черкесии вместо прежних появилось новое ограничение – на любые акции рядом с «местами массового пребывания людей в целях обеспечения их антитеррористической защищенности».
В части же регионов и вовсе заявили, что не собираются ничего менять. Власти Северной Осетии обосновали свой отказ тем, что закон уже приводился в апреле в соответствие с предыдущим постановлением КС на эту тему, когда речь шла о неправомерности запретов на акции вокруг зданий органов власти. Сохраняющиеся в законе ограничения в администрации главы республики объясняют так: «Проведение публичных мероприятий вблизи культовых зданий не запрещено. Ввиду аналогичного, по сути, содержания правовых позиций КС РФ необходимость приведения закона в соответствие с постановлением отсутствует». И действительно, митинги в Северной Осетии запрещены в непосредственной близости от культовых объектов.
По мнению доктора юридических наук Ильи Шаблинского, на сегодняшний день право россиян собираться мирно и без оружия сведено к минимуму. Это сделано прежде всего ст. 8 федерального закона, которая предельно сужает возможность выбора мест для протеста. Нынешние же региональные нормы позволяют чиновникам «не оставить ни одного клочка местности в городе», где можно было бы согласовать акцию. Регионам прямо разрешено вводить дополнительные ограничения и запреты такого рода, что митинги не должны мешать пешеходам или транспорту. Понятно, что мешать они будут всегда. По словам Шаблинского, КС «довольно робко в ряде своих постановлений попытался указать, что регионы теперь запрещают публичные акции практически везде». Ведь те же объекты социальной инфраструктуры в городах есть практически на каждом шагу.
Вся проблема в том, считает эксперт, что законодательство не предусматривает какой-либо ответственности за неисполнение решений КС. И когда тот требует внести поправки в конкретные нормы, законодатели формально соглашаются, чтобы потом «замылить» этот процесс. «Региональная власть чувствует свою безнаказанность, ограничиваясь лишь символическим кивком в сторону КС. И местные начальники понимают, что это им ничем не грозит», – подчеркивает эксперт. Причем Шаблинский не видит особых перспектив для судебных исков о бездействии чиновников. «Не знаю ни одного случая, чтобы суды общей юрисдикции когда-либо обязывали администрацию и законодателей исполнить то или иное решение КС», – заявил «НГ» Шаблинский.
комментарии(0)