Андрея Нечаева власти признали лидером официально существующей партии. Фото с сайта www.grazhdan-in.ru
По информации «НГ», Минюст России 20 октября вернул в список официально зарегистрированных партий «Гражданскую инициативу» (ГИ) Андрея Нечаева, а значит, ей разрешено и участие в выборах. Однако ГИ пропустила сроки подачи финансовых отчетов, на ней висят штрафы в размере около 1 млн руб. За долги по ним уже ликвидированы пять реготделений, а значит, угроза ликвидации партии остается. Нечаев настаивает, что победу над Минюстом обеспечило упорство самих оппозиционеров, а не какое-то политическое чудо.
Нечаев, чей статус лидера ГИ подтвержден Минюстом, сообщил однопартийцам, что он наконец может сообщить о победе. О положительном решении по возврату регистрации стало известно накануне, но именно 20 октября ГИ появилась на сайте ведомства в официальном реестре партий.
«Минюст, похоже, решил, что проще нас выпустить на свободу, чем изобретать все более изощренные придирки и получить протестные акции. Приостановка деятельности снята, новый устав зарегистрирован. Кажется, такое произошло впервые. Это стоило немало нервов, сил и, увы, денег», – заявил Нечаев. Он выразил благодарность всем сподвижникам и подчеркнул, что теперь ГИ точно пойдет на выборы в Госдуму.
Нечаев пояснил «НГ», что о регистрации исправленного устава ему сообщили еще на прошлой неделе. А 20 октября из Минюста пришло официальное уведомление. Лидер ГИ напомнил о том, что изнурительная борьба заняла восемь месяцев, если отсчитывать от рассмотрения Верховным судом в январе этого года иска о приостановке деятельности ГИ. Напомним, что ранее был отказ ведомства в изменении названия на Партию перемен и избрании председателем политструктуры оппозиционера Дмитрия Гудкова.
Так что только с января произошло несколько судебных заседаний, первоначальный отказ в проведении онлайн-съезда весной и разрешение устроить его осенью. При этом результаты решений полноценного съезда в июле Минюст так и не признал. После него последовали новые, по словам Нечаева, «высосанные из пальца» претензии. К новой порции документов претензии оказались еще более искусственными (см. «НГ» 27.09.20).
Однако Нечаев отказывается считать случившееся чудом: «Никакого чуда не произошло, это наша настойчивость, упорная юридическая работа. А еще мы были уверены, что правда на нашей стороне, – и сумели ее отстоять. Мы последовательно отстаивали партию, и они сдались». Также лидер ГИ отрицает, что роль в положительном исходе тяжбы с Минюстом могли сыграть его связи с рядом людей, находящихся во власти. «Безусловно, мы задействовали все ресурсы и контакты, какие только можно. У меня добрые отношения с некоторыми людьми и партиями. Но все-таки мы устранили все придирки к уставу, то есть исчезли формальные основания для закрытия партии», – заявил он.
Нечаев хотя и согласен с тем, что роль в возвращении регистрации сыграла политическая воля власти, однако отказался отвечать о возможных мотивах ее проявления: «Я на совещание в администрацию президента не хожу, а наш принцип такой: делай, что должен, и будь что будет». Однако он не исключил, что ГИ оставили в покое в том числе и потому, что у него самого теперь есть личный спойлер в виде основателя партии «Новые люди» Алексея Нечаева. «Я уже несу огромные репутационные потери из-за своего однофамильца, меня постоянно обвиняют в том, что я продался Кремлю, а я регулярно публикую опровержение», – пояснил «НГ» Нечаев.
Между тем проблемы у ГИ все-таки не совсем закончились. Нечаев сообщил о долге партии государству: «К сожалению, во времена председательства Дмитрия Гудкова решили сэкономить на отчетности за 2019 год, ее не сдавали и реготделения. На нас навесили огромное количество штрафов, они продолжают приходить, долги есть и на федеральном уровне. Поэтому собираем пожертвования, приняли решение о введении партийных взносов. Их необходимость и величину отдали на откуп реготделениям». Всего партия задолжала около 1 млн руб., 10% – на федеральном уровне, и 90% по регионам. И из-за этого уже ликвидировано 5 отделений из 56, остальные тоже теоретически под угрозой.
«НГ» предположила, что регистрацию ГИ власть вернула и потому, что в Кремле отставили планы раскрутки ряда партпроектов, в том числе и «Новых людей». Однако эксперты объяснили внезапное возвращение ГИ в политику иными причинами. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что те же «Новые люди» остаются ресурсом Кремля, недаром эта партия прошла в региональные заксобрания везде, где выдвигалась. «Задвоение фамилий – обычная политтехнология, но если спойлерят партии, то подбирают схожие названия», – напомнил он. То есть Макаркин уверен, что в данном случае фамилии лидеров не играют большой роли. Да и Нечаев из ГИ не такой уже раскрученный политик, чтобы устраивать ему двойников. Но Макаркин думает, что власть просто решила посмотреть, кто же может присоединиться к ГИ, которая пока никаких проблем из себя не представляет. «Особо известных медийных персон в партии нет, особых электоральных побед – тоже, а потому и на выборах в Госдуму перспектив у нее мало. Но само наличие этой партии разбавляет либеральный фланг», – подчеркнул эксперт.
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов пояснил «НГ», что, «видимо, в Кремле решили заполнить на выборах все электоральные ниши, в том числе и либеральную». Он тоже считает, что фамилия Нечаева не играет никакой роли, а в «Новых людях» Кремль вряд ли разочаровался. «Наверное, в АП действительно хотят посмотреть, сумеет ли ГИ аккумулировать какой-то новый протестный электорат, например, молодежь. ГИ – это окно для несистемной оппозиции, ее оставили, чтобы, как пылесосом, собрать правых избирателей, которые за демократические традиции, но нуждаются в новой партии», – отметил эксперт.
комментарии(0)