Зарубежные лидеры и соцопрос поставили Алексея Навального в ряд ведущих политиков России. Фото Reuters
Федеральный штаб Алексея Навального определился с форматом участия в выборах Госдумы. Кандидатов по округам навальнисты станут выдвигать как бы от партии «Умное голосование» (УМГ). Каждому избирателю предложено считать себя ее членом. Это будет эксперимент с политструктурой нового типа – даже не сетевой, а своего рода блокчейн-партией. Власть, видимо, отреагирует силовым подавлением региональных штабов оппозиционера, что скорее всего приведет лишь к росту числа их сторонников. Опрос Левада-Центра показал, что Навальный укоренился в российской политике – и это подтвердили своими заявлениями многие зарубежные лидеры. И хотя негативное отношение к Навальному доминирует в пропорции 50 к 20, его узнаваемость как главного оппонента Кремля уже никак не нейтрализовать.
Координатор региональных штабов Навального Леонид Волков решил ответить на вопрос многочисленных интернет-пользователей, почему же сторонники оппозиционера не создают собственной партии. Суть ответа свелась к тому, что этого никак не может позволить власть. Потому что такая партия Навального была бы во всех парламентах страны – и в том числе в Госдуме. А значит, рухнул бы и главный тезис госпропаганды о количестве сторонников Навального в объеме 2%.
Но Волков не просто напомнил о многочисленных попытках навальнистов создать официально зарегистрированную структуру, но и объявил о планах на предстоящие в 2021 году выборы в нижнюю палату федерального парламента. «Партия Навального набирала бы десятки миллионов голосов – и именно поэтому не стоит ждать, что она появится», – заявил он. Администрация президента очень жестко контролирует процесс выдачи партийных лицензий, подчеркнул Волков, но в штабе Навального теперь уже не считают это каким-то обстоятельством непреодолимой силы.
«Вы – наша партия», – обратился Волков к тем, кто интересуется деятельностью Навального. Он предложил всем в этом формате действующей партийной структуры и работать: «Мы можем поддерживать наших кандидатов, мы можем побеждать «Единую Россию», когда наших кандидатов не допускают. Наша партия сейчас называется «Умное голосование». И эти заявления Волкова складывают окончательную конфигурацию того плана, который навальнисты готовят к думской кампании.
Напомним, что ранее они пояснили, что попытаются выставить своих кандидатов по максимуму в тех 225 одномандатных округах, в которых избирается половина Госдумы. При этом по каждому из действующих одномандатников – причем вне зависимости от партийной принадлежности – в ближайшей перспективе обещано расследование. Понятно, что компромат ожидает в основном единороссов, которые как раз и наметили на 2021 год формирование будущего большинства в основном за счет победы в таких округах. Более того, сторонникам Навального было заявлено, что лидер, если ему, конечно, власть даст такую возможность, вернется в Россию и будет лично сопровождать подготовку таких расследований. Это, похоже, теперь вряд ли станет возможно, но и виртуальный Навальный, пребывающий за границей, тоже может оказаться серьезным противником.
Об этом свидетельствует свежий опрос Левада-Центра, согласно которому узнаваемость Навального с 2013 года повысилась более чем в три раза. Тогда, когда он участвовал в выборах мэра Москвы, 59% респондентов его не знали. Теперь же таковых лишь 18%.
При этом 20% опрошенных Навальному доверяют (семь лет назад – только 6%). Впрочем, у оппозиционера, понятное дело, вырос и антирейтинг – с 35 до 50%. Однако для противников власти это никогда не являлось помехой, поскольку речь никогда и не идет об их безоговорочных победах. Но для нанесения партии власти существенного поражения достаточно и тех самых 20%. А еще опрос Левада-Центра показал, что респонденты точно воспринимают Навального как основного оппонента Кремля.
Координатор региональных штабов Алексея Навального сообщил Минюсту, что партия оппозиционера создана без разрешения ведомства. Кадр из видео с канала Леонида Волкова на YouTube |
О невозможности нейтрализовать Навального информационно свидетельствует и факт неслыханной дерзости его активистов. Например, в Томской гордуме подана заявка на регистрацию депутатской группы «Штаб Навального в Томске». Понятно, что этого сделать скорее всего не удастся, но против настырных навальнистов у власти остается один подход – силовой. Очевидно, что в ближайшее время начнется подавление единственных физических структур партии УМГ – тех самых региональных штабов. Однако вряд ли их можно будет выдавить из соцсетей, а значит, силовые действия не будут достаточно эффективными.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что навальнисты, очевидно, пришли к тому, что раньше и не ставилось целью: это продвижение своих кандидатов на основе идейных предпочтений. Эксперт подчеркнул, что избрание депутатов от штабов в Новосибирске и Томске дает основание говорить о победе, так что в Кремле вполне могут задуматься о нейтрализации деятельности этих штабов. «Не случайно именно сейчас власть обвинила Навального в связи с ЦРУ. Это может ослабить желание кандидатов сотрудничать с ним. Наверное, сейчас против штабов мобилизуют весь арсенал борьбы: обыски, задержание и уголовные дела. Но это может дать и обратный эффект – сплочение оппозиции», – отметил Калачев. Он согласен с тем, что власть сама раскрутила Навального, что и зафиксировали соцопросы. Причем, по его мнению, антирейтинг здесь не показателен, только положительный рейтинг: «Когда люди заявляют о своем недоверии к Навальному, они как бы заявляют о своем доверии к власти, это совершенно не тот же антирейтинг, о котором люди говорят по отношению к власти. Заявить о недоверии Навальному – это во многом показать видимость лояльности, чтобы отстали. Поэтому гораздо лучше показатель доверия в 20% – это для России очень много». По мнению Калачева, можно заключить, что узнаваемость Навального наконец конвертировалась в доверие.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», говоря об УМГ как о партийной структуре, оппозиционеры выдают желаемое за действительное. Он подчеркнул, что перед навальнистами встала проблема, что делать в 2021 году: «Понятно, что большинство из них пойдут как независимые одномандатники. Но есть независимые кандидаты от власти, есть от оппозиции, есть просто активисты, то есть у навальнистов нет эксклюзива для этого названия, поэтому и предлагается партия УМГ – это такое рамочное обозначение, бренд, но не партийный, а политический». Макаркин не исключил усиления давления на штабы Навального, причем необязательно со стороны Кремля. «Если региональные расследования будут иметь успех и звучать громко, то ими заинтересуются и региональные власти, и именно с их стороны может быть ответ. Но и тут навальнисты смогут использовать это для своей рекламы», – напомнил властям эксперт. Макаркин, кстати, не считает, что это власть раскрутила Навального: «Сейчас интернет распространен так, как не был еще 10 лет назад, тогда Навальный был экзотической фигурой. Сейчас его расследования смотрят, потому что там все понятно, коротко и емко, он делает из них стори. И кто-то им доверяет, кто-то нет, но все его знают и все смотрят. Он сам эффективно раскрутился, а вовсе не власть. Власти ничего не оставалось, как отвечать ему. Потому что даже бабушки сейчас сидят в соцсетях».
комментарии(0)